Дрессировка собак: некоторые мифы и реальность

В последнее время людей, предлагающих услуги по дрессировке собак, а также различных информационных ресурсов по этой теме стало невероятно много. Однако для хозяев сложность выбора тактики дрессировки собаки осложняется еще и тем, что у каждого кинолога, заводчика или просто хозяина собаки есть свой опыт воспитания питомцев, а значит, и свое видение того, как правильно это делать, и зачастую мнения этих людей могут быть кардинально противоположными. Именно поэтому для того чтобы понять, кому верить, важно развеять для себя несколько расхожих мифов о дрессировке.

Ассоциация профессиональных дрессировщиков собак, США

 
Миф 1: если собака не может чему-то научиться, это значит, что она либо упертая, либо глупая, либо не признает авторитет хозяина.

Реальность: на самом деле, собаки во многом похожи на людей: одни схватывают на лету, другим требуется больше времени и более подробные объяснения, чтобы научиться чему-то. Часто бывает так, что мы не можем научить собаку, потому что общаемся с ней не на том языке, который она может понять.

 
Убедитесь в возможности вашей собаки физически выполнять некоторые команды. Например, проблемы с тазовыми костями, причиняющие боль или физический дискомфорт, могут помешать собаке выполнять команду «сидеть» — она будет избегать позиций, в которых ей будет «сидеть» неудобно.

Еще одна распространенная ошибка в воспитании собак — не указывать питомцу на тот результат, которого ждет от него хозяин. Это может привести к тому, что собака просто не поймет, какое именно поведение от нее требуется. Хороший совет в такой ситуации — всегда награждайте собаку за выполнение ваших команд и терпеливо раз за разом объясняйте/показывайте, какого поведения вы от нее ожидаете. Если собака попрежнему не может научиться чему-то, попробуйте оценить качество своего обучения с точки зрения вашего питомца: подумайте о том, насколько для него понятны те или иные команды и нет ли в окружающей его обстановке чего-то, что может отвлекать его от обучения. Может быть, какая-то из ваших команд слишком сложна, и ее стоит разделить на несколько более простых.

 
Миф 2: собака знает, что провинилась, потому что она выглядит виноватой.

 
На самом деле, собаки научились проявлять такую реакцию, чтобы задобрить хозяина, который транслирует недовольство на языке своего тела.

Реальность: чувство вины — это эмоция, присущая только человеку, и вопрос о том, как животные переживают эмоции (и переживают ли они их вообще), до сих пор остается дискуссионным среди специалистов. Что же касается виноватого вида, то последние исследования ученых из Барнард-колледжа в Нью-Йорке показали, что собаки принимают его только тогда, когда знают, что у них есть публика, на которую можно играть. Собака выглядит виноватой (в нашем понимании) тогда, когда чувствует изменения в языке человеческого тела, которые указывают ей на то, что хозяин ей недоволен.

 
Миф 3: щенков младше 6 месяцев дрессировать нельзя.

Реальность: этот миф родом из принципов старой школы дрессировки, которая активно использовала строгие ошейники, поэтому собаки должны были быть достаточно взрослыми для того, чтобы выдерживать давление такого ошейника и наказания в процессе тренировок. Современные методы дрессировки позволяют начинать занятия в самом раннем возрасте и чем быстрее, тем лучше.

 
Миф 4: использование позитивного подкрепления, или «метод пряника», работает только для воспитания маленьких собак и собак с идеальным характером и не действует на больших собак со сложным характером.

Реальность: использование поощрений широко используется при дрессировке экзотических животных и морских млекопитающих. Если с помощью поощрений можно выдрессировать тигра или косатку, то что мешает сделать то же самое с собакой? Более того, современные исследования доказывают, что использование техники наказаний при дрессировке трусливых и/или агрессивных собак с большой вероятностью может привести к усугублению недостатков их характера, в то время как упор на поощрение приводит к ослаблению их тревожности и ведет к формированию у них более уравновешенного поведения и более крепких отношений между хозяином и его собакой.
 


Исследования доказали, что обучение пугливых или агрессивных собак с помощью негативных методов, скорее всего, приведет к ухудшению поведения, а награждение животных и снятие страхов и тревоги делает собаку более уравновешенной и укрепляет отношения человека и животного.


 
Миф 5: собака прыгает на хозяина, лежит на диване (хотя ей это запрещают) или не дает стричь когти, потому что она пытается доминировать над ним.

Реальность: идея о том, что животное пытается занять доминирующее положение в иерархии стаи (с нашей точки зрения — нашей семьи), используется для объяснения практически любого несоответствующего норме поведения собак, с которым только могут столкнуться хозяева. Однако термин «доминирование» не может использоваться для описания отношений между хозяином и собакой, поскольку он характеризует взаимодействие между особями одного вида. К сожалению, хозяевам иногда приходится признать, что пес ведет себя не так, как им бы хотелось, только потому, что он не был приучен к правильному поведению.

 
Миф 6: давать еду собаке всё равно что давать ей взятку.

Реальность: данное заблуждение — яркое свидетельство непонимания принципов теории дрессировки. У любого животного (даже у человека) должна быть мотивация для обучения, для некоторых этой мотивацией может стать награда. Для человека это может быть пятерка, полученная в школе, повышение зарплаты или премия, для собак — еда, новые игрушки, ласка и внимание хозяина. Поэтому важно разделить для себя понятия «взятка» и «награда».

 
Миф 7: собака должна выполнять все команды, которые дает ей хозяин, только потому, что хочет его порадовать.

Реальность: собакам, конечно, нравится проводить время с хозяевами, но также важно понимать, что взаимоотношения собак с хозяевами воспринимаются обеими сторонами как взаимовыгодные. Поэтому если собака делает что-то, что приносит удовольствие хозяину, то она делает это в том числе потому, что ей самой нравится это делать или она рассчитывает что-то получить. Повторимся: невозможно научить чему-то питомца, если не указывать ему на тот результат, который вы от него ожидаете, а одного внимания хозяина для такого указания зачастую бывает мало.

 
Миф 8: если взять к себе в дом уже взрослую собаку, она не сможет привязаться к вам и научиться чему-то новому.

Реальность: вы можете дрессировать собаку или любое другое животное в любом возрасте. Однако важно учесть, что чем старше животное, тем более долгий промежуток времени потребуется для коррекции его поведения. С другой стороны, взрослые собаки часто проще поддаются дрессировке, поскольку они становятся более спокойными и меньше отвлекаются на происходящее вокруг во время тренировок.

 
Миф 9: моя собака справляет свою нужду дома, потому что она злится, что ее оставили в одиночестве.

Реальность: если собака справляет свою нужду дома, то для этого может быть несколько возможных причин:

1) у нее есть заболевание, такое как инфекция мочевыводящих путей;
2) она страдает от разлуки;
3) ее оставили одну так надолго, что она не могла стерпеть;
4) она не полностью приучена к туалету на улице.

Собаки просто не способны к тому типу мыслительных процессов, которые позволили бы им думать, что совершение какого-либо действия, например мочеиспускания в доме, привлечет внимание хозяев к тому, что ей одиноко. Иногда переезд или другие изменения в домашнем хозяйстве могут ввести собаку в замешательство, в таком случае следует отучить собаку от туалета в доме заново.

 
Миф 10: использование недоуздка вызовет травму шеи/ позвоночника.

Реальность: это часто повторяющееся утверждение, которое можно встретить в Интернете. На самом деле нет документированных случаев, когда собаки получают травмы шеи и/или позвоночника от недоуздка. Правильное использование этих типов ошейников не должно иметь никаких физических последствий для вашей собаки.

 
Миф 11: нельзя играть в перетягивание каната с собакой, потому что это провоцирует у нее агрессию.

Реальность: перетягивание каната может стать отличной игрой, если вы делаете это правильно. Собаки должны понимать, что они не могут прикусить хозяина даже во время игры и должны научиться бросать игрушку по команде.

 
Миф 12: использование пищи в качестве награды за выполнение команд приведет к тому, что собака станет выпрашивать еду со стола.

Реальность: собака приучится просить со стола только в том случае, если ей когда-либо давали с него еду. Для того чтобы отучить ее это делать, важно научить ее команде «место», чтобы у нее не было соблазна сидеть у стола с умильными глазками, в то время как вы принимаете пищу.
 


Важно как можно скорее социализировать вашего щенка, а также знакомить с новыми людьми и окружающим миром, чтобы он вырос поведенчески здоровой и уверенной взрослой собакой.


 
Миф 13: собаки являются потомками волков, поэтому обучение должно основываться на том, как волчьи стаи взаимодействуют друг с другом.

Реальность: существует много существенных различий между поведением собаки и волка, так что поведение волка совершенно не имеет отношения к взаимоотношениям хозяев с их собаками. Более того, когда поведение волка упоминается в качестве модели для дрессировки собак, понимание того, как волки на самом деле себя ведут, зачастую неверно и основано на исследованиях, которые давно опровергнуты специалистами.

 

Адаптация: Анна Савельева