ПЕРИОД АДОЛЕСЦЕНЦИИ КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

А.Г. Головина

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", Москва

В статье обсуждается период адолесценции как патогенетический и патопластический фактор развития психической патологии, его биологическое и психологическое содержание, особенности и значимость психопатологии пациентов подросткового возраста.

Ключевые слова: подростки, период адолесценции, психические расстройства.

Актуальность проблемы психического здоровья лиц, не достигших взрослого возраста, определяется высокими показателями распространенности психических нарушений в указанном контингенте с сохраняющейся тенденцией последних десятилетий к их экспоненциальному росту в России и в других развитых странах. По данным Всемирной Психиатрической ассоциации, дети и подростки с различными психическими расстройствами клинического уровня составляют примерно одну пятую от общей численности детско-подросткового населения мира [18]. В Западной Европе этот показатель колеблется в диапазоне 14–32 % [13], в Российской Федерации — 15,3–21,3 % [9, 11].

Целью работы явилось обсуждение проблем периода адолесценции, биологической почвы, его особенностей и границ, психических расстройств, возникающих в этом возрасте, их клинического своеобразия, закономерностей возникновения и динамики, соотношениях с нормативным развитием.