«Офисная» эпидемия — боль современности: что делать и как лечить?

А. П. Рачин1, д-р мед. наук, профессор, директор Академии Национальной ассоциации экспертов по коморбидной неврологии.
М. Н. Шаров2, д-р мед. наук, профессор кафедры нервных болезней стоматологического факультета, руководитель междисциплинарного центра боли.
С. А. Рачин1, врач-невролог, Исполнительный директор Национальной ассоциации экспертов по коморбидной неврологии.
Ю. С. Прокофьева3, врач-невролог.
1 Национальная ассоциация экспертов по коморбидной неврологии;
2 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России;
3 ФГБНУ «Научный центр неврологии» Минобрнауки России.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
С развитием новых цифровых информационных технологий, автоматизацией труда, малоподвижным образом жизни и все большей стереотипностью выполняемых движений офисных работников стали появляться новые клинические симптомокомплексы, этиологически и патогенетически связанные с факторами риска развития профессиональных заболеваний на работе.
Изучение условий труда офисных служащих при общей продолжительности рабочего дня в офисе не менее 8 часов, когда большую часть этого времени работник находится за компьютером, подтверждает, зачастую, несоответствие по своим эргометрическим показателям «рабочего» места сотрудника предполагаемым санитарно-гигиеническим нормам.
Все это обуславливает необходимость выделения и рассмотрения такого понятия, как «офисный» синдром, который не является медицинским диагнозом, а скорее обозначают группу лиц, подверженных риску заболеваний, при которых существенную роль играют факторы, влияющие на человека во время его работы.
Необходимо также принимать во внимание и другие факторы риска развития и поддержания профессиональных заболеваний офисных служащих, которые в конечном итоге могут привести к синдрому «эмоционального выгорания», являющегося неотъемлемой частью «офисного синдрома»: большое скопление людей, стрессы, неправильное питание, ненормированный рабочий график, работа по выходным и др [1].
К формированию «офисного» синдрома мoжeт пpивoдить любaя пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть офисных служащих. В зону риска, в первую очередь, попадают специалисты в сфере информационных технологий, менеджеры, работники банков и фармакологических компаний, бухгалтеры и экономисты, работа которых связана с монотонным стереотипным исполнением своих трудовых обязанностей [2, 3]. Таким образом, офисный синдром — это клинический симптомокомплекс, который развивается у офисных служащих в связи с воздействием различных физических, психологических и социальных факторов окружающей «офисной» среды и включает нарушения в различных органах и системах [4]. В структуре офисного синдрома наиболее часто встречаются боли различной локализации, и в первую очередь, мышечно-скелетные боли (МСБ) в области спины и головные боли. Это подтверждается исследованием, выполненном Janwantanakul P. и соавт. в 2008 году, в котором было показано, что среди 1470 офисных служащих у 63 % отмечаются жалобы на боли (табл. 1) [5]...