В статье приводится описание авторской методики групповой терапевтической работы “Мастерская письма”, а также теоретические основания методики и перечень факторов терапевтического воздействия.
Ключевые слова: психотическая структура, речь, письмо, З. Фрейд, Ж. Лакан.
Теоретические основания
Начать разговор о мастерской письма мы хотели бы с обсуждения принципиальной возможности терапевтической, немедикаментозной работы с пациентами, регулярно попадающими в поле зрения врачей-психиатров, неврологов, психотерапевтов. Речь идёт о пациентах, для которых течение заболевания является непрерывным и для которых не рассматривается возможность полного излечения. В таком случае любая терапевтическая и реабилитационная работа будет направлена на достижение пациентом определённого уровня компенсации сложностей, возникающих у него в связи с заболеванием. По нашим наблюдениям, такая работа часто сводится к обучению навыкам или коррекции нежелательного поведения (в особенности, если речь идёт о пациентах детского возраста). Может ли эта работа быть терапевтической в том смысле, чтобы способствовать компенсации на уровне самой структуры заболевания, а не вызванной им дефицитарности функций?