А. Гитлер и болезнь Паркинсона

 

Е.А. Катунина
Д-р мед. наук, профессор
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

 
Нейротрансмиттерные нарушения при болезни Паркинсона (БП) сопровождаются не только развитием двигательных нарушений, но и большого спектра немоторных расстройств (вегетативные, когнитивные, эмоционально-аффективные, сенсорные, зрительные, импульсивно-компульсивные), которые появляются на разных стадиях заболевания, в том числе еще до развития двигательных нарушений. Некоторые из этих симптомов могут значительно повлиять на особенности поведения пациентов с БП, особенно если от личности этих людей зависит принятие ответственных решений, ход исторических событий, судьба страны. Исторические документы свидетельствуют о том, что ряд политических лидеров — А.Гитлер, Я. Арафат, Мао Цзэдун — страдали этим заболеванием. Для всех из них характерна жестокость, бездушие, цинизм, фанатизм в достижении своих целей. Безусловно, черты личности этих людей определялись премормидным фоном, особенностями темперамента и формировались в течение жизни, но развитие БП также внесло определенный вклад. Наиболее значимо влияние болезни при ее раннем развитии, как у А.Гитлера, первые симптомы заболевания у которого были отмечены в 44 года.

Развитию моторных проявлений заболевания у А. Гитлера предшествовали несколько эпизодов депрессии, в том числе с суицидальными мыслями после подавления путча в Баварии в 1923 г., запоры, вздутие живота, нарушения сна. Указаний в литературе на отягощенную наследственность по этому заболеванию у Гитлера нет. Первые видеосвидетельства заболевания относятся к 1934 г. Во время видеосъемки выступления на II ежегодном съезде национал-социалистической партии у Гитлера отмечалось отчетливое замедление моторики левой руки на фоне активной жестикуляции правой, левосторонний ахейрокинез, чуть заметный тремор покоя слева. Гитлеру на тот момент было 45 лет. С 1942 г. стала очевидной скованность не только в левой руке, но и левой ноге, а также тремор левой руки, из-за чего Гитлер во время появления на публике прикрывал левую руку правой или держал руку за спиной. Ухудшение состояния произошло после покушения в июле 1944 г. На видеозаписях 1944–1945 гг. прослеживается гипомимия лицевой мускулатуры, снижение экспрессивности и разборчивости речи, наклон туловища вперед, нарушения походки с пришаркиванием левой ноги и уменьшением длины шага, неустойчивость, из-за чего в 1945 г. Гитлер стал пользоваться тростью. К 1944 г. существенно меняется почерк, что видно при сопоставлении подписи А. Гитлера в середине 1930-х гг. и 1944–1945 гг. Весной 1945 г. Гитлер выглядел значительно постаревшим. Мог встать со стула лишь рывком или придерживаясь за собеседника, вдоль стен бункера рейхсканцелярии были установлены скамьи, на которые он периодически присаживался во время ходьбы, появилось слюнотечение из уголков рта. По мнению большинства врачей, на весну 1945 г. состояние Гитлера оценивалось как II–III стадия по шкале Хер-Яра.

Адольф Гитлер

В литературе широко обсуждается вопрос о влиянии целого ряда препаратов, которыми его лечил личный врач T. Morell с 1938 г. Так, в течение многих лет для лечения инсомнии применялись барбитураты. Morell для поддержания работоспособности фюрера готовил смеси лекарственных препаратов, в состав которых наряду с витаминами входил метамфетамин. На сегодняшний день доказано, что метамфетамин повышает риск развития БП в 3 раза, способствует агрегации альфа-синуклеина, снижает активность тирозин-гидроксилазы. С конца 1941 г. Гитлер стал получать метамфетамин в виде внутривенных инъекций. С этого времени раздражительность, перепады настроения, мнительность, по мнению его окружения, усилились. Одновременно для лечения спазмов кишечника использовался наркотик оксикодон, кокаин для лечения синуситов. В большом количестве Гитлер употреблял капсулы, содержащие стрихнин, являющийся сильным тонизирующим средством и одновременно чрезвычайно токсичным алкалоидом.

Сегодня можно только дискутировать на тему влияния болезни Гитлера на ход истории. Однако именно из-за ставшего очевидным тремора с 1940 г. Гитлер значительно сократил количество публичных выступлений. Так, в 1943 г. он лишь дважды выступал с речью на мероприятиях, делегируя свои полномочия другим членам партии. Гитлер, безусловно, обладал ораторскими способностями, харизмой, оказывал завораживающие действие на слушателей, инстинктивно чувствовал настроение толпы. С уменьшением его публичности связывают снижение его политического авторитета и доверия среди немцев. Обсуждается, что осознание Гитлером своей физической неполноценности повлияло на ускорение реализации его милитаристических планов. Известно, что в 1939 г., на свое 50-летие Гитлер высказывал мысль, что критическая отметка его жизненного пути пройдена и осталось немного времени для реализации своих амбициозных намерений. Можно предположить, что симптомы паркинсонизма повлияли на ускорение принятия решения о начале Второй мировой войны, а также нападения на СССР в 1941 г., когда еще были в разгаре военные действия с Великобританией. Вместе с тем есть и другое мнение, что вряд ли Гитлер в 1941 г. понимал, чем он болен и как будет развиваться его заболевание. Большинство авторов разделяет мнение, что БП не повлияла на его когнитивные функции. Однако даже при отсутствии снижения когнитивных возможностей у пациентов с БП отмечается предрасположенность к принятию поспешных решений, выбору субоптимальных стратегий, потеря чувства опасности. Согласно мнению исследователей, Гитлер обладал инстинктом заядлого игрока, втянувшего Германию в безумную авантюру, сыграв на болезненном чувстве унижения, появившемся после поражения в Первой мировой войне. Хорошо известно, что Гитлеру была присуща эмоциональная неустойчивость, припадки ярости, периодическая нетерпимость, утрата этических норм, а также отсутствие сомнения в собственных возможностях. Подобные особенности психики связывают не только с его врожденными личностными характеристиками, но и с влиянием БП, а также полимодальной терапией.

 
Литература

1. Boettcher L.B., Bonney P.A. et al. Hitler’s parkinsonism // Neurological focus 2015; 39 (1): 1–5.
2. Gupta R., Kim C., Agarwal N. et al., Understanding the influence of Parkinson’s disease on A. Hitler’s decision-making during World War, World Neurosurgery, June 2015, p. 1–17.
3. Lieberman A. Hitler’s Parkinson’s disease began in 1933 // Mov. Disord., 1997; 12 (2): 239–240.
4. Lieberman A. Adolf Hitler had postencephalitic parkinsonism // Parkinsonism& Related Disorders 1996; 2 (2): 95–103.