Дистанционные технологии реабилитации когнитивных функций людей пожилого возраста

 

Д.Н. Ефремова
Канд. псих. наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии РГГУ, г. Москва

 
В статье обосновывается необходимость разработки новых методов и внедрения новых технологий в процесс социально-психологической реабилитации пожилых людей с целью решения задачи совершенствования комплексных методов (терапии и немедикаментозных технологий) восстановления и укрепления когнитивной сферы пожилого человека путем расширения адаптационных возможностей его организма. В статье предложено описание курса психологических тренировок памяти для пожилых людей с применением дистанционных технологий (площадки вебинара). Описаны результаты проведенной работы, обозначены цели развития мотивационного, когнитивного, эмоционального, коммуникативного компонентов развития механизма восстановления когнитивных функций, а также цели социальной реабилитации пожилых людей, решение которых позволило добиться улучшения общего состояния пожилого человека, сферы его социального взаимодействия.

Ключевые слова: деменция, дистанционные технологии, когнитивные функции, память, социально-психологическая реабилитация.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Актуальность проблемы применения современных технологий в процессе реабилитации пожилых людей обусловлена кардинальными изменениями социокультурных условий существования современного человека, внедрением новых технологий во все важнейшие сферы его жизни [4, 5] в том числе в сферу сохранения здоровья, лечения и реабилитации. Важнейшей становится задача поддержания жизнестойкости, восстановления и укрепления когнитивной сферы пожилого человека путем расширения всего спектра адаптационных возможностей его организма, совершенствования комплексных методов (терапии и немедикаментозных технологий).

Внедрение механизмов и современных технологий, которые помогают продвигать ценность ГБУЗ ПКБ № 1 имени Н.А. Алексеева ДЗМ

здорового образа жизни, предупреждать развитие возрастных изменений интеллектуальной состоятельности пожилого человека, это одна из актуальных задач, которая в настоящее время находится в процессе решения.

Высокий уровень стационарного лечения, высокотехнологичные процедуры и самые высококачественные препараты — это только начало долгого пути поддержания функций организма пожилого человека. В настоящее время возможности дистанционных технологий, в том числе площадок вебинаров, активно используются для обучения специалистов, которые в дальнейшем организуют работу в своем регионе. Однако для проведения полноценного курса реабилитации на данном этапе развития дистанционных технологий еще не разработано достаточного количества медико-психологических тренингов.

Новизна реализованного метода заключается в применении площадки вебинара для трансляции курса психологических тренировок памяти из московского центра в регионы (Тула, Двуречье, Медынь, Воронеж, Видное, Балашиха, Ставрополь). В проекте принимали участие дома ветеранов труда, дома престарелых, центры социального обслуживания, психоневрологические интернаты. Занятия в режиме вебинара проводил один специалист (клинический психолог), к просмотру одновременно подключались три учреждения. Первый поток — центры социального обслуживания различных регионов, второй поток — дома ветеранов и дома престарелых. Третий поток — психоневрологические интернаты. Для каждого потока занятия проводились два раза в неделю. Единовременно специалист общался с тремя группами, среднее число участников в каждой группе — от 20 до 25 человек. Для повышения эффективности усвоения курса в рамках проекта разработали индивидуальный рабочий блокнот с заданиями, которые в режиме онлайн выполняли участники пожилого возраста под руководством ведущего и с помощью специалистов и волонтеров на местах.

Легкая степень деменции характеризуется утратой трудоспособности к выполнению более сложных, инструментальных действий, но при этом в быту больной в основном может обслуживать себя и нуждается лишь в эпизодической помощи. Исследования показывают, что уход за больным с деменцией отнимает больше сил, энергии, материальных ресурсов, чем любое другое заболевание. Основная тяжесть поддержки пожилого человека с умеренным когнитивным снижением ложится как на близких, так и на всё общество в целом [6].

Проект «Дистанционный курс психологических тренировок для пожилых людей» является современным методом профилактики, своевременного выявления и снижения риска развития возрастных нарушений, старческого слабоумия и социального одиночества.

Основной целью проведения курса являлась профилактика нарушений памяти и старческой деменции. Система упражнений, входящих в структуру курса, подобрана по базовым принципам функционирования систем головного мозга человека, активизирует интеллектуальный потенциал и поддерживает оптимальный уровень работоспособности в пожилом возрасте. [7]. Среди задач, решаемых при реализации проекта, можно выделить следующие: формирование навыка поддержания функции памяти и социальной активности в оптимальном состоянии, расширение круга интересов и социальной активности пожилого человека, побуждение к готовности получать радость от выполняемой работы, формирование новых способностей и умений [8].

Кроме того, дистанционный курс расширяет область компетенций специалистов и добровольцев, работающих с пожилыми людьми в учреждениях различного типа и на дому.

В процессе реализации проекта «Дистанционный курс психологических тренировок для пожилых людей» осуществлялось проведение обязательного контроля состояния уровня когнитивных функций в начале поведения курса и по его завершению. Для контроля применялись международные, стандартизированные оценочные шкалы.

Стратегия дистанционного проведения психологических тренировок памяти состоит в том, чтобы восстановить когнитивные функции как важную составляющую личности одновременно в нескольких ключевых сферах — смысловой, эмоциональной, поведенческой. В совокупности всё повышает качество жизни пожилого человека.

В пожилом возрасте достаточно часто встречаются нарушения социальной активности, вызванные снижением памяти, трудностью восприятия новой информации, сниженной способностью концентрироваться на выполнении какой-либо задачи в течение длительного времени. Часто имеет место выраженное ощущение психической усталости при попытке решить умственную задачу; обучение новым правилам представляется субъективно трудным, даже когда объективно оно успешно [1].

Наиболее эффективной мерой по предупреждению дальнейшего прогрессирования нарушения памяти, особенно на раннем этапе, является, согласно современным воззрениям, обязательное включение в систему медикаментозного лечения (нарушений сердечно-сосудистой системы) специальных нейропсихологических технологий [2].

Курс дистанционных тренировок памяти является уникальным современным методом восстановления когнитивных функций (памяти), который прошел апробацию в отделении неврологии и восстановительного лечения центральной клинической больницы ЦКБ РАН.

Апробированная программа «Дистанционный курс психологических тренировок памяти у пожилых людей» решает задачи последовательного развития механизмов (восстановления) когнитивных функций в пожилом возрасте путем включения всех значимых компонентов структуры личности. Учет вышеуказанных компонентов позволяет решить ключевые задачи психосоциальной реабилитации, такие как формирование мотивации на развитие новых умений (например, пользование площадкой вебинара); эмоциональная адаптация к условиям пребывания и режиму социального учреждения; адекватная психологическая готовность к принятию условий и требований социальной среды. Для формирования устойчивой мотивации к участию в проекте у специалистов учреждений и волонтеров перед началом дистанционного курса провели вводное занятие, направленное на формирование начальных знаний и навыков в области современного научного представления о когнитивных функциях. Для участников пожилого возраста устойчивость мотивации поддерживалась в виде кратких лекций, повышающих уровень осведомленности о взаимосвязи мозговой организации когнитивных функций и образе физической и социальной активности личности. Центральное место соответственно отведено когнитивному компоненту. Участники самостоятельно (с помощью волонтеров) могли оценить, проанализировать свои результаты как качественно (точность графических работ), так и количественно (объем запомненных и воспроизведенных стимулов). В процессе выполнения заданий участники осознавали и высказывали свои наблюдения о развитии личностных ресурсов, о повышении уровня состояния когнитивных функций (памяти); отмечали формирование и развитие личностных качеств (усидчивости, настойчивости, появления интереса). Сотрудники учреждений отмечали, что у их подопечных развиваются новые адаптивные стратегии поведения и позитивные навыки эмоционального реагирования в трудных ситуациях. Когнитивный компонент представлен в форме специально составленных упражнений, стимулирующих работу локальных центров, отвечающих за исполнение высших психических функций [3, 8].

Значимость эмоционального компонента в поддержании в нормативных границах когнитивных функций (памяти), в развитии саморегуляции чувств и поведения подчеркивалась ведущим вебинара регулярно в течение всего периода занятий. Участники активно проявляли свои эмоции, старались подчеркнуть свои успехи и скорость выполнения (как при затруднениях, так и при выполнении доступных заданий). Правильное реагирование ведущего способствовало формированию у слушателей навыков объективной (эмоциональной и рациональной) оценки проблемной ситуации и обучению эмоциональному реагированию на трудную ситуацию.

Обязательные к выполнению домашние задания наполняли содержанием такой коммуникативный компонент, как развитие навыков общения и эмпатии, закрепление навыков групповой работы, формирование навыков принимать и оказывать поддержку друг другу, обучение навыкам отстаивания собственного мнения, развитие готовности поиска стратегий сотрудничества и компромиссов.

В целом актуализация всех компонентов способствует формированию адекватной психологической адаптации участников к условиям и требованиям социальной среды.

Занятия курса сопровождались детальной презентацией, пояснением ведущего, контролем и помощью со стороны персонала или волонтеров учреждения, которые при необходимости включали громкую связь для передачи вопросов или высказывания результатов. При выборе упражнений учитывали организующую зону актуального и ближайшего развития личности пожилых пациентов, в том числе и особенности состояния интеллектуально-мнестического статуса.

 
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

1. Приветствие. Прослушивание высказываний сотрудников учреждений (волонтеров) и членов группы об эмоционально значимых изменениях за время после последней встречи: о самочувствии и о выполнении «домашнего задания» (сформулированного на основе предыдущего занятия), какая взаимная позитивная поддержка была необходима, в связи с чем приходилось обращаться за помощью. Учитывая особенности площадки вебинара, для приветствия составили график «дежурства» участников, который, предварительно опросив всех присутствующих членов группы, сообщал итоговый вариант.

2. Разминка. Упражнения, развивающие знания о способе поддержания психической активности. Активирующие дыхательные, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика [7, 8].

3. Проверка домашнего задания. Поощрение участников, выполнивших задание в полном объеме.

4. Основная часть. Выполнение заданий по номерам из рабочего блокнота. Определение времени для выполнения каждого задания, для синхронизации работы всех участников вебинара. Упражнения на активацию функциональных зон мозга (согласно теории А.Р. Лурии о функциональной организации блоков мозга), структур, участвующих в механизме формирования памяти, а также упражнения на тренировку транскортикальной функции [3, 7, 8].

5. Разминка. Упражнения, расширяющие знания о способе поддержания в оптимальном состоянии функциональных систем организма (комплекс АФК-адаптивная физическая культура).

6. Лекция. Повышение уровня научной осведомленности о специфике корковой организации когнитивных функций [8].

7. Тренирующая часть. Упражнения на закрепление и тренировку навыков приема и обработки информации (техник запоминания информации).

8. Формулирование «домашнего задания».

9. Подведение итогов занятия. Определение уровня сложности выполняемых заданий для каждого участника.

10. Резюме, получение обратной связи, ответы на вопросы.

11. Завершение занятия.

 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

Занятие 1
Самостоятельная оценка уровня памяти.

Представления о психическом здоровье человека. Значимость поддержания основных функций головного мозга. Взаимосвязь состояния памяти и психического здоровья. Взаимосвязь уровня когнитивных функций и активного образа жизни. Достойное старение.

Цель: расширение представлений о понятиях «интеллект», «когнитивные функции». Ознакомление с принципами международной системы оценки уровня когнитивных функций. Выполнение самообследования актуального уровня состояния когнитивных функций.

Задачи ведущего: расширение представлений участников о значимости поддержания основных функций головного мозга; повышение мотивации поддержания уровня когнитивных функций и активного образа жизни; организация процесса в оптимальном для группы темпе; получение результата теста «оценки причин нарушения памяти».

Задачи участников: выполнение необходимого объема заданий в темпе группы.

Ожидаемые результаты: выполнение контрольного теста самостоятельного исследования уровня состояния памяти в критериях международных стандартов.

Занятие 2
Выявление причин снижения памяти.

Образ жизни, физическая активность, здоровое питание, отношение к окружающим, хронические (сосудистые) заболевания можно рассматривать как причины, влияющие на состояние памяти. Бодрствование (уровень активности). Изменения активности взаимосвязаны с глубинными процессами в структуре мозга. Значение оптимального сочетания видов активности сон-бодрствование. Возбуждение-торможение. Внимание, время удержания внимания — индикатор уровня бодрствования и состояния функционирования глубинных отделов мозга. Самостоятельная оценка значимости причин снижения памяти.

Цель: просвещение участников о механизмах, опосредованно влияющих на состояние уровня памяти. Получение информации о начальном состоянии уровня памяти и причинах ее снижения в пожилом возрасте.

Задачи ведущего: расширение представлений участников о взаимосвязи психических процессов в организме и функционированием головного мозга; организация процесса в оптимальном для группы темпе; получение результата теста «оценки причин нарушения памяти».

Задачи участников: выполнение необходимого объема заданий в темпе группы.

Ожидаемые результаты: выполнение контрольного теста самостоятельного исследования причин снижения памяти.

Занятие 3
Тренировка зрительной памяти.

Понятие «зрительная память». Значение зрительной памяти в жизни человека. Особенности зрительной памяти в пожилом возрасте. Формулирование значимости мотивации запоминания зрительного образа. Искажения зрительной памяти, ошибки при запоминании и воспроизведении. Правила для запоминания и вспоминания увиденной информации (образов).

Цель: расширение представлений участников о функциях и механизмах зрительной памяти.

Задачи ведущего: формирование представлений о роли зрительной памяти в жизни человека пожилого возраста; организация процесса зрительного запоминания информации.

Задачи участников: усвоить правила запоминания зрительной информации.

Ожидаемые результаты: повышение качества воспроизведения зрительной информации.

Занятие 4
Тренировка логической памяти.

Понятие «абстрактно-логическая информация». Логическая память. Способность воспроизводить запечатленную ранее информацию, опираясь на собственные умозаключения, жизненный опыт, осведомленность об окружающем мире и событиях. Искажения логической памяти, ошибки при запоминании и воспроизведении. Правила для запоминания и вспоминания логических умозаключений.

Цель: расширение представлений и способностей участников к построению умозаключений и запоминанию/воспроизведению.

Задачи ведущего: сформировать представления о логической памяти и абстрактнологической информации; обучить правилам с логическими умозаключениями.

Задачи участников: формирование готовности к применению правил вспоминания и запоминания логических умозаключений.

Ожидаемые результаты: готовность тренировки навыка запоминания и вспоминания логических умозаключений.

Занятие 5
Тренировка внимания.

Функциональное состояние организма. Утомление. Переутомление. Процессы закрепления информации и их взаимосвязь с самочувствием и эмоциональным состоянием. Причины переутомления. Правила концентрации на проблеме. Правило переключения внимания. Способы снижения утомления.

Цель: просвещение участников о функциональных состояниях организма. Расширить представления о правилах концентрации при решении проблемы.

Задачи ведущего: научно информировать участников о взаимосвязи процессов запоминания и самочувствия и эмоционального состояния человека; обучить правилам концентрации на проблеме.

Задачи участников: расширение осведомленности о функциональных особенностях собственного организма; тренировка правильного навыка концентрации на проблеме.

Ожидаемые результаты: правильное применение навыка концентрации на проблеме.

Занятие 6
Тренировка вербальной памяти.

Слухоречевая память (вербальная, память на слова). Роль слова в жизни человека. Искажение услышанной информации. Взаимосвязь личностных особенностей (жизненного опыта, личного отношения к человеку, информации) и ошибок при воспроизведении информации. Правила запоминания отдельных слов, фраз и общего смысла (контекста) информации.

Цель: обучение правилам запоминания отдельных слов, фраз и общего смысла (контекста) информации.

Задачи ведущего: просвещение участников о роли слухоречевой памяти в жизни человека; формирование представлений о взаимосвязи личностных особенностей и ошибок воспроизведения информации; обучение правилам запоминания отдельных слов, фраз и общего смысла (контекста) информации.

Задачи участников: расширить представление о взаимосвязи личностных особенностей и ошибок воспроизведения информации; усвоить правила запоминания отдельных слов и фраз и общего смысла информации.

Ожидаемые результаты: повышение способности запоминания отдельных слов, фраз и общего смысла (контекста) информации.

Занятие 7
Тренировка переключения внимания.

Процесс внимания объединяет все умственные процессы человека как вовне, так и внутри. Способность к переключению и удержанию внимания в единый момент времени обеспечивает условие сознательной деятельности человека. Навязчивые мысли (действия). Нарушения переключения внимания. Правила тренировки глазодвигательного аппарата. Правила переключения внимания от одного объекта к другому (от одной мысли к другой).

Цель: формирование навыка концентрации внимания.

Задачи ведущего: просвещение участников о роли внимания в организации совершаемых действий; формирование представлений о процессе внимания и его свойствах (концентрации, переключении); обучение правилам концентрации и переключения внимания.

Задачи участников: усвоение правил переключения/концентрации внимания.

Ожидаемые результаты: тренировка навыка концентрации и переключения внимания.

Занятие 8
Тренировка зрительной памяти.

Самостоятельное применение правил запоминания и воспроизведения увиденной информации (полученной с помощью зрительного аппарата).

Цель: формирование навыка запоминания и воспроизведения зрительной информации.

Задачи ведущего: повышение мотивации применения в процессе запоминания функции зрительного гнозиса.

Задачи участников: готовность к тренировке зрительного гнозиса; закрепление способности запоминания информации с помощью зрительного аппарата.

Ожидаемые результаты: повышение способности к запоминанию/воспроизведению зрительной информации.

Занятие 9
Тренировка логического мышления.

Самостоятельное запоминание и воспроизведение информации с опорой на собственное умозаключение.

Цель: тренировка способности к логическому мышлению как опоре для формулирования умозаключений.

Задачи ведущего: формулирование инструкций для тренировки логического мышления; активация навыка формулирования умозаключений.

Задачи участников: закрепление навыка запоминания и воспроизведения информации; готовность к самостоятельному формированию умозаключения.

Ожидаемые результаты: расширение способностей к запоминанию через формулирование логических умозаключений.

Занятие 10
Тренировка когнитивных функций.

Тренировка применения в едином процессе запоминания и воспроизведения информации всех усвоенных правил повышения уровня памяти.

Цель: тренировка применения правил запоминания и воспроизведения.

Задачи ведущего: организация ритма учебного процесса, оптимального для каждого из участников; формирование навыка применения в едином процессе запоминания и воспроизведения информации всех усвоенных правил повышения уровня памяти.

Задачи участников: готовность к применению навыков запоминания; удержание мотива на достижение результата.

Ожидаемые результаты: повышение общего количества (объема) запоминаемой информации.

Занятие 11
Самостоятельная оценка уровня памяти.

Принципы международной системы оценки уровня когнитивных функций. Выполнение. Самостоятельное сравнение полученных результатов с теми, которые были получены в начале проекта.

Цель: выполнение международного теста самообследования актуального уровня состояния когнитивных функций.

Задачи ведущего: организовать работу участников для самостоятельной оценки актуального уровня памяти; дать психологическую оценку полученным результатам.

Задачи участников: удержать темп группы во время выполнения заданий; самостоятельно оценить изменения состояния памяти.

Ожидаемые результаты: мотивация на достижение более высокого результата; повышение способности к самостоятельной оценке памяти.

Занятие 12
Оценка изменения видов памяти.

Цель: оценить изменения видов памяти участников.

Задачи ведущего: организовать работу участников для самостоятельной оценки актуального уровня памяти; расширить представления участников о правилах здорового образа жизни, способствующих поддержанию бесконфликтного общения с близкими людьми.

Задачи участников: удержать темп группы во время выполнения заданий; сформулировать правила здорового образа жизни; сформулировать собственные правила бесконфликтного общения с близкими людьми.

Ожидаемые результаты: заполненные протоколы оценки уровня памяти; мотивация на соблюдение правил здорового образа жизни; готовность к применению навыков бесконфликтного общения с близкими людьми.

 
Первый проект применения дистанционных технологий проведения полного курса реабилитации когнитивных функций для людей пожилого возраста в режиме вебинара состоялся при поддержке Фонда президентских грантов (заявка № 17-2-005717 от 11.09.2017) и благотворительного фонда «София». Проект назывался «Дистанционный курс психологических тренировок памяти для пожилых людей» и проводился с 01.01.2018 по 31.12.2018.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом участия в проекте «Дистанционный курс психологических тренировок для пожилых людей» стало, во-первых, знакомство с основными приемами запоминания и воспроизведения необходимой информации, во-вторых, понимание пожилыми собственной роли в поддержании здоровья и социальных взаимодействий и, в-третьих, профилактика тяжелых возрастных нарушений психики, таких как одиночество, безнадежность, эмоциональное отчуждение.

Для специалистов и волонтеров (добровольцев) участие в проекте способствовало повышению уровня психологической компетентности в области своевременного выявления и поддержании оптимального уровня состояния когнитивных функций (памяти, внимания, мышления).

Разработанные методы в процессе реализации проекта «Дистанционный курс психологических тренировок для пожилых людей» расширяют методическое оснащение специализированных учреждений для людей пожилого возраста и навыки работы с современными технологиями (вхождение в площадку вебинара, поддержание связи с ведущими, архивирование и последующий просмотр занятия в режиме повтора).

Таким образом, расширение научно-методической базы для проведения занятий для пожилых людей в виде дистанционного курса психологических тренировок памяти способствует росту спектра услуг, оказываемых специалистами большему числу нуждающихся в подобной процедуре. Учет возрастных и интеллектуальных особенностей личности при разработке специальных курсов в области психосоциальной реабилитации способствует оптимальному восприятию сложной информации с ее последующей интеллектуальной проработкой. Применение дистанционных курсов решает задачи психосоциальной реабилитации в области поддержания состояния когнитивных функций, социальной активности и качества жизни пожилого человека.

 
Литература

1. Ефремова Д.Н. Психологическая реабилитация людей пожилого возраста // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 1–4. — С. 130–133.
2. Ефремова Д.Н. Восстановление когнитивных функций при деменции легкой степени выраженности // Современная терапия в психиатрии и неврологии. — 2016. — № 3. — С. 33–41.
3. Каплан-Соллмз К., Солмз М. Клинические исследования в нейропсихоанализе. Введение в глубинную нейропсихологию / пер. с англ. К.Л. Лемешко, под науч. ред. А.Ш. Тхостова. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2017. — 271 с.
4. Крамаренко Н.С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 39–46.
5. Крамаренко, Н.С. Проблема самореализации в свете сетевой парадигмы развития личности / Н.С. Крамаренко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». — 2011. — Вып. 4 (89). — С. 40–45.
6. Левин О.С. Алгоритмы диагностики и лечения деменции. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 192 с.,
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — СПб.: Питер, 2018. — 768 с.
8. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / под ред. А.В. Семенович, М.С. Ковязиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2018. — 496 с.