Интегрирование новых технологий в образовательный процесс учащихся с психическими расстройствами

 

А.Г. Головина
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва

 
В этом кратком сообщении затрагивается проблема предпосылок необходимости формирования информационных технологий обучения, а также их использования при получении образования детьми и подростками, страдающими психическими расстройствами, в частности для создания программ индивидуального обучения.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, психические расстройства, индивидуальное обучение.

Образование — это процесс и результат приобщения индивидуума к знаниям о мире, опыту, культурным и научным богатствам, накопленным человечеством на протяжении его истории. Именно это делает его безусловной общечеловеческой ценностью, без которой невозможно ни существование современного социума, ни отдельных личностей, из которых оно состоит. При этом процесс обучения на современном этапе претерпевает значительные изменения в соответствии с новыми задачами, возникающими перед человеком в обществе, в том числе связанные с развитием современных технологий. Особенно значимым становится этот вопрос при обсуждении обучения лиц с психической патологией, когда необходимо тщательно учитывать его возможности, особенности и имеющиеся ресурсы, внедряя соответствующие преобразования, ориентируясь на необходимость приобретения, академических знаний, а также необходимых для функционирования навыков социального взаимодействия.

Остановимся на некоторых предпосылках к необходимости формирования новых технологий обучения. Очевидно, что их внедрение диктуется самим ходом технического прогресса, делающего невозможным существование в современном мире человека, тем более находящегося на этапе взросления, вне информационной среды. Информационное сообщество — это объективная реальность, требующая соответствующих подходов. Однако существует еще ряд особенностей сегодняшних детей и подростков, определяющих особую значимость инноваций в структуре образовательного процесса.

Известно, что современное подрастающее поколение отличается рядом особенностей в организации получения и обработки знаний. Так, их характеризует так называемое клиповое мышление, отличающееся фрагментарностью, поверхностностью восприятия информации, перцептивным восприятием окружающего как ряда слабо связанных между собой образов. При этом нейрофизиологические исследования последнего десятилетия зарегистрировали появление в популяции молодого возраста изменений, затрагивающих иерархию архитектоники головного мозга, а также ряд его морфологических структур, участвующих в процессах анализа и синтеза информации, не совпадающих с описанными для представителей предшествующих поколений.

Исследования, проведенные специалистами, занимающимися психофизиологией обучения, позволили выявить следующие характеристики лиц с клиповым мышлением:
- дефицит внимания, рассеянность, гиперактивность, вследствие этого — неспособность длительно линейно воспринимать однородную информацию при механическом хаотичном запоминании больших ее объемов без учета содержания;
- предпочтение визуализированных образов логике, углубленному анализу текста;
- поспешность суждений и выводов;
- скудость эмоций, дефицит эмпатии, неумение выражать свои чувства с помощью мимики, нюансов интонации, а также воспринимать соответствующие сигналы от окружающих;
- небогатый активный словарный запас, стремление общаться с помощью коротких фраз, заимствованных из популярных фильмов, клипов, социальных сетей;
- отсутствие системности мышления при сниженной способности к анализу;
- быстрая реакция на стимулы и изменения.

Очевидно, что ограничить обучение, т.е. получение информации, традиционным путем линейного изучения печатных текстов, как во многом проходил этот процесс у предыдущих поколений, сегодня не представляется возможным. Сегодняшние учащиеся сведения, поданные таким способом, воспринимать не будут, в лучшем случае их интерес и возможности получения знаний окажутся заведомо обедненными, особенно если речь идет об учениках, страдающих психическими расстройствами, часто лимитирующими их активность и мотивацию в сфере интеллектуальной деятельности, требующей высокого уровня произвольности.

Часть этих проблем можно успешнее решать с помощью новых информационных технологий в образовании, использующих специальные технические средства для оптимизации процесса обучения, т.е. систематизированного получения информации и ее обработки. Они позволяют открыть и использовать принципиально новые варианты приобретения знаний.

Компьютерная технология при этом может быть проникающей — способной применять компьютерное обучение для решения отдельных задач; основной — когда использование современных средств является лишь одним, пусть и наиболее значимым методом обучения; существовать в виде монотехнологии — когда весь процесс приобретения знаний базируется на использовании компьютера и управляется с его помощью.

Остановимся на некоторых целях новых технологий. К ним относятся:
- формирование умения работать с информацией;
- подготовка личности к существованию в информационном обществе;
- предоставление индивидууму возможности приобретения максимально возможного для него набора академических знаний;
- стимулирование познавательного интереса, исследовательских умений, навыков принятия решений.

При этом компьютер используется в процессе получения знаний принципиально разным образом. Он может служить рабочим инструментом (средством подготовки текстов, редактором, вычислительным прибором) или частично брать на себя педагогические функции, заменяя многочисленные учебники, энциклопедии и справочники, обеспечивать доступ к визуализированным пособиям, таким, например, как дополненная реальность. Она позволяет пользователям «наслаивать» информацию на то, что находится перед ними в действительности или создано компьютером, видя результат, например, посредством контактных линз или очков. Существуют разработки, позволяющие школьнику в деталях реконструировать различные исторические события, причем не только рассмотреть на карте расположение армий во время знаменитых битв, увидеть мундиры солдат, оружие, окружающий пейзаж, но и участвовать в них самому. Создано приложение для смартфона, позволяющее изучать ночное небо. Направив на него телефон или планшет, ученик, интересующийся астрономией, видит созвездия так, как они расположены в любое время суток, независимо от освещения, может получить любые сведения, имеющиеся в соответствующих базах данных (размер небесных тел, состав атмосферы, температура поверхности, особенности орбиты). Технология мультимедиа (многокомпонентной среды), воспроизводящая одновременно звук, графику, видеоизображение, мультипликацию в режиме диалога со зрителем, также дает возможность качественно нового обучения, сочетающего высокий уровень подачи материала с приковывающей внимание школьника наглядностью и интригующей формой его воплощения. Так, одно из многих игровых приложений для компьютера преобразовано сегодня в учебное пособие по физике. В нем создана трехмерная среда с глубоким погружением, в которой можно экспериментировать, меняя различные параметры и следя за происходящими изменениями, при этом углубляя представления о строении вселенной, ее законах. Кстати, существуют прекрасные разработки ведущих отечественных ученых для оптимального усвоения физики и химии, как в виде 3D-мультфильмов разной степени сложности (для учеников средних и старших классов), так и компьютерных игр, лекций.

Не стоит пренебрегать новыми технологиями в любых вариантах. В электронных книгах, например, традиционно присутствует специальная функция — режим обучения чтению, которым взрослые читатели практически не пользуются. А ведь они могут пригодиться для обучения, в них, как в караоке, подсвечиваются слоги. Настроив устройство на крупный шрифт, мы можем облегчить ребенку послоговое восприятие слов, часто становящееся камнем преткновения для освоения русского языка (и, кстати, коррекции дислексии, дисграфии) в младших классах. В электронных изданиях мы видим анимированные иллюстрации, всплывающие подсказки, с которыми можно ознакомиться по ходу чтения или по желанию пропустить их. В печатных интерактивных книгах (взаимодействующих с читателем и предлагающих иные виды деятельности кроме чтения) тоже применяются подобные решения — подсказки, объяснения там включены в качестве дополнений (в виде плоских или объемных изображений, звуковых дополнений). Это позволяет ненавязчиво привить ребенку навыки получения знаний с помощью печатных текстов, не утомляя его однообразием, а, напротив, в привлекательной форме.

Естественно, чтобы успешно пользоваться всеми техническими возможностями, компьютер, как и все инновации, необходимо использовать в качестве объекта изучения, требующего серьезных занятий. Тогда он способен выполнять коммуникативную роль в качестве средства общения (при дистанционных формах получения знаний), а также средой, позволяющей создавать, в зависимости от потребности, различные (относительно простые) обучающие, тренировочные и контролирующие модели, конструировать виртуальную реальность.

Практически безграничные возможности открывает само наличие компьютерной «информационной среды», доступ и умение работать с ней. Речь идет в том числе об информационных базах, чье устройство, построенное исходя из разных подходов, не только обеспечивает доступ к знаниям, но и тренирует гибкость мышления, дает наглядное представление о возможности существования совершенно различных способов решения проблем. Гипертекстовые технологии также дают возможность поиска путей и быстрый доступ к множеству данных, что обогащает процесс обучения.

Именно информационные технологии позволят нам в будущем разработать методологические подходы к проблемному и дифференцированному обучению, часто необходимым учащимся с психическими расстройствами, которые не могут получать образование в стандартных условиях. С помощью компьютера можно создать наиболее тонко персонализированные программы индивидуального обучения, с опорой не только на интеллектуальные возможности ученика, варианты оптимального получения им учебного материала (аудио- или зрительные образы), но и с помощью биометрического контроля, отслеживая движения глаз школьника, их направление, мониторя состояние вегето-сосудистой системы, оценить, как он воспринял материал, понял ли его содержание, насколько быстро истощилось его внимание, когда занимался активно, а в какой момент начал отвлекаться. Это позволило бы точно определить, когда именно данному учащемуся стоило бы переключить внимание, сделать перерыв, а когда целесообразно возобновить занятия, чтобы не терять темп работы, уточнить, какой подход для него оказывается наиболее эффективным, причем сделать это отдельно для разных дисциплин. Связь полученных знаний с прикладным содержанием учебных дисциплин, осуществляющаяся путем внедрения наглядных пособий, получение конкретной помощи в освоении предметов школьного курса позволило бы улучшить качество получаемого пациентами образования. Эти же методы позволяют модифицировать для пациентов не только сам учебный процесс, но и проверку знаний, одновременно при необходимости дополнительно позволяя закрепить их.

Остановимся на некоторых, уже производящихся в мире инновационных технических изобретениях, способных облегчить и расцветить учебный процесс.

Recorder Pen, специальная ручка, переводящая написанные прописью слова в печатный текст, предназначена для перевода текста, написанного учеником в тетради, прямо на экран компьютера. Таким образом, не жертвуя тренировкой мелкой моторики, мы при необходимости не тратим время на перепечатку сделанных вручную заметок.

Мультитач-дисплеи смогут заменить школьную доску, превратив ее в гигантский сенсорный экран, позволяющий использовать интерактивные и мультимедийные приложения. Основное различие между широко распространенными сегодня сенсорными устройствами и такой доской заключается в возможности вводить данные одновременно нескольким ученикам. Возможно, она будет представлена в виде большого планшета, имеющего форму стола. Учащиеся и педагог могут располагаться вокруг него для работы по принципу, используемому для виртуальной клавиатуры.

Интерактивная школьная парта, управляется при помощи сенсорного экрана, обеспечивает доступ к словарям, энциклопедиям, справочникам, может «читать» рукописный текст, одновременно подсказывая ученику, как улучшить почерк.

Возможно, вы уже видели в новостных программах VGo — робота, посещающего школу вместо пациента с трудностями передвижения. Школьник сам управляет его движениями, следит за объяснениями учителей в классе с помощью экрана, общается с одноклассниками и педагогами во время уроков и на переменах, переходит вместе с ними из одного учебного помещения в другое.

Кстати, робот может быть предназначен не только для учащихся, но и для учителя. Существует роботпедагог, предполагается, что с его помощью может быть решена проблема качества преподавания иностранного языка — оптимально, чтобы поставить произношение и получать актуальную лексику, заниматься у его носителя, с помощью робота преподаватель, находясь в своем кабинете, может вести занятия для учащихся в любой стране. Качество изображения и технический уровень самих занятий несопоставимо выше, чем при использовании скайпа.

3D-принтер позволяет создать наглядное пособие (и совсем не обязательно чертить ее, выпиливать из фанеры или клеить из картона), физические модели развивают абстрактное мышление. Вспомните, как мы пытались в школьные годы представить себе шайбу в разрезе или объемные молекулы и кристаллические решетки. Если распечатать изучаемый объект, школьники смогут быстрее и лучше понять, о чем им рассказывает сухой параграф учебника.

Это лишь несколько примеров, иллюстрирующих внедрение инноваций в процесс приобретения знаний, этот список можно продолжать долго.

Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью принимать участие в подготовке компонентов информационной среды, в той части, которая касается обучения подрастающего поколения, разработки здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику и лечение психической патологии, возникающей на этапе взросления.