Л. И. Копылова1, А. А. Таппахов1, Т. Я. Николаева1, Т. Е. Попова2
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Минобрнауки России, г. Якутск
2ФГБНУ «Якутский научный центр комплексных медицинских проблем», г. Якутск
Введение. Болезнь Паркинсона (БП) — возраст-зависимое нейродегенеративное заболевание, обусловленное потерей дофамин-синтезирующих нейронов черного вещества, клинически проявляющееся двигательными нарушениями и множеством немоторных симптомов (НМС). НМС могут в большей степени снижать качество жизни (КЖ) пациентов с БП, чем моторные проявления, однако окончательный их вклад до конца не установлен. Недостаточно изучено влияние социальных факторов на качество жизни пациентов с БП.
Цель исследования: оценить влияние моторных, когнитивных и аффективных нарушений, а также социальных факторов на качество жизни пациентов с БП.
Материалы и методы. Исследование проводилось в Центре экстрапирамидных расстройств и ботулинотерапии Клиники Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и в неврологическом отделении с Центром нейродегенеративных заболеваний Клиники Якутского научного центра комплексных медицинских проблем. Обследовано 91 пациент с БП 1–3 стадией по шкале Хен-Яра (57 % женщин и 47 % мужчин), медиана возраста — 7,0 [60,0; 71,0] лет, медиана стажа болезни – 5,0 [2,0; 8,0] лет. Критериями включения в обследуемую когорту являлось наличие верифицированного диагноза БП (MDS, 2013), возраст пациента 18 лет и старше, отсутствие деменции. Критерии невключения: наличие паркинсонизма другой этиологии, возраст пациента до 18 лет, нежелание пациента или его законных родственников участвовать в исследовании, некомплаентность пациента, препятствующая достоверно оценить эффект терапии, наличие тяжелой деменции. Использованы шкалы: UPDRS, MoCA, HADS, NMSQuest, шкала сонливости Эпворта, PDQ39. Проведен анализ клинических признаков и социальных факторов в исследованной группе пациентов.
Результаты. Снижение КЖ имело умеренную взаимосвязь со стадией болезни (r = 0,69; p < 0,001), с тяжестью двигательных проявлений (r = 0,62; p < 0,001) и общим количеством НМС (r = 0,57; p < 0,001). Возраст и стаж болезни не влияли на КЖ. На снижение КЖ влияние оказывали наличие депрессии (r = 0,61; p < 0,001), тревоги (r = 0,5; p < 0,001) и снижение когнитивных функций (r = –0,31; p = 0,003). На КЖ не оказывали влияние этническая и гендерная принадлежность, занятость пациента и уровень образования. Нами выделены пациенты с тремя уровнями КЖ. Легкая степень снижения КЖ определена у пациентов с начальной стадией БП, с минимальным числом НМС, без аффективных и когнитивных нарушений. Умеренное снижение КЖ выявлено у пациентов с развернутыми стадиями БП, в четверти случаев с осложнениями леводопа-терапии, которые имеют более девяти НМС, без аффективных и когнитивных нарушений. Пациенты с выраженным снижением КЖ имеют развернутую стадию БП с значительным двигательным дефицитом, проявлением депрессии, когнитивными нарушениями, кроме того, треть пациентов имеет осложнения леводопа-терапии. Обращают внимание социальные аспекты пациентов: у пациентов с низким снижением КЖ нет ни одного одиноко живущего пациента, у большинства имеется высшее образование; у пациентов с выраженным снижением КЖ, напротив, максимальное число людей, которые проживают одни и имеют средний уровень образования.
Выводы. Выявленная зависимость качества жизни пациентов с БП от формы, стадии болезни, выраженности депрессии, уровня образования и социальных факторов требует внимания не только со стороны врачей-неврологов, но и психотерапевтов и работников социальных служб. Разделение на группы поможет для своевременного выявления снижения КЖ, определения работы с социальными работниками, таким образом будет необходимо в практической медицине.