Мультидисциплинарные аспекты терапевтического процесса в детской онкологии

 

Н.Е. Кравченко, О.А. Суетина

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя.

101-й афоризм «Плоды раздумья» Козьма Прутков

В статье обсуждаются вопросы междисциплинарных взаимодействий и возможностей терапии в процессе лечения страдающих онкологическими заболеваниями несовершеннолетних.

Ключевые слова: онкопедиатрия, психиатрия, психические расстройства у детей и подростков.

Мультидисциплинарность является одной из важных характеристик современной медицинской науки, затрагивая многие её отрасли. По меткому замечанию профессора А.Б. Данилова с соавт., 2017 [1] — «невозможно представить себе патологию, изолированно затрагивающую интересы только одной врачебной специальности». Эти слова справедливо можно отнести и к онкопедиатрии, впечатляющие успехи которой во многом связаны с внедрением разнообразных новых методов терапии, обеспечивающих излечение семи из десяти вновь выявленных случаев смертельно опасного заболевания [2, 3]. Причем страдания детей, пораженных этим тяжелым недугом, не ограничиваются исключительно соматическими симптомами, при онкологическом процессе психическое и биологическое тесно переплетаются, оказывая влияние друг на друга. На превышение уровня психической патологии, которая наблюдается вне зависимости от возраста заболевших, у больных со злокачественными новообразованиями по сравнению с общей популяцией указывают изучающие эту проблему авторы [4, 5]. Оценки распространенности психических расстройств у онкологических пациентов варьируются в широких пределах — от 24 до 48 % [4–6]. Собственное развитие сопутствующих онкологическому процессу психических расстройств объясняется сочетанием разных факторов (психогенных, соматогенных, токсических и т.п.). Исследователи данной проблематики [7–9] единодушны во мнении, что психические расстройства у пациентов с онкологическими заболеваниями являются не только частыми, но и утяжеляющими течение и прогноз основного заболевания, значительно снижающими качество жизни больного и членов его семьи. Особенно актуальной является данная проблема в детской онкологии. Данное положение вещей справедливо диктует необходимость объединения усилий разных специалистов, участвующих в терапевтическом процессе на разных его этапах. Однако, несмотря на очевидную значимость подобного подхода в решении встающих перед клиницистами задач, приходится с сожалением констатировать, что вектор их внимания зачастую остается сосредоточенным только на физическом статусе страдающего онкозаболеванием ребенка и конкретной противоопухолевой терапии соматического заболевания. Вряд ли это можно связать с распространенным в обыденной культуре, в том числе и среди медицинских работников, мифе о том, что психиатр может признать психически больным даже здорового человека [10]. Вероятнее всего, это объясняется и очень большой загруженностью врачей, и их недостаточной осведомленностью в области психиатрии, а также отношением к нетяжелым проявлениям психической патологии, как к не имеющим существенного влияния на процесс лечения основного соматического недуга. В связи с вышесказанным актуальным представляется охарактеризовать возможные варианты помощи, предлагаемой психиатрами, которая может существенно облегчить непростой и самоотверженный труд детских онкологов.