О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАРУШЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД АДОЛЕСЦЕНЦИИ

А.Г. Головина

ФГБНУ Научный Центр Психического Здоровья, г. Москва

В статье обсуждаются данные, посвященные феномену нарушения половой идентификации у подростков, который в последние годы приобрел особую актуальность в связи с ростом распространенности симптомов, связанных с гендерной идентичностью. Приводятся результаты исследований, подтверждающие тот факт, что гендерная идентичность формируется под влиянием сложного комплекса биопсихосоциальных воздействий, помимо этого отдельно обсуждается роль некоторых биологических факторов, участвующих в формировании половой самоидентификации. Прослежена актуальная тенденция резкого увеличения обращаемости подростков к врачам в связи с недовольством своим натальным полом, проблемы коморбидности нарушений гендерной идентичности с иной психической патологией.

Ключевые слова: гендерная идентичность, психические расстройства, коморбидность, подростки.

В последние годы изучение феномена нарушения половой идентификации приобрело особую актуальность в связи с ростом распространенности симптомов, связанных с гендерной идентичностью (ГИ) — полным или парциальным отказом от принятия собственного гендерного статуса, в том числе, связанным с отказом от представления об идентичности пола и гендера, а также от бинарности пола (в настоящее время считается, что существует 54 варианта гендерной принадлежности; существует даже специальная опция в социальных сетях, доступная американским пользователям Интернета, позволяющая самостоятельно ее определять).

Прежде, чем обсуждать эту проблему, целесообразно остановиться на определениях ряда базовых понятий.

Пол — это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, совокупность генетически детерминированных признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения, таким образом, это биологический статус человека.