Цель работы: Продемонстрировать различие между субъективным восприятием сна и его объективной характеристикой по данным полисомнографии у пациентов с коморбидными хронической головной болью и инсомнией.
Материалы и методы. Всего обследован 21 пациент, в том числе 11 пациентов с хронической головной болью напряжения и инсомнией (средний возраст 43 ± 13 лет) и 10 пациентов (53,6 ± 12,9) с инсомнией без головной боли. Пациентам было предложено субъективно оценить длительность сна. Наряду с этим всем пациентам проведена полисомнография аппаратом Weinmann Somnolab (PSG).
Результаты исследования показали, что средняя субъективная оценка длительности сна пациентами 1 группы составила 362 ± 67 минуты, 2 группы — 352 ± 47 минуты. По результатам полисомнографии пациентов с хронической головной болью медианный показатель общего времени сна составил 421 минуту [359; 474]. Различие между субъективным и объективным временем сна составило 58 минут (p = 0,04). В группе пациентов без головной боли медианный показатель общего времени сна был равен 370 минутам [334; 414], что отличалось от объективного времени сна на 18 минут (p = 0,25). Сравнительная оценка структуры сна показала достоверное различие в количестве пробуждений (p = 0,000006) между группой пациентов с головной болью (73 [62; 113]) и группой пациентов без головной боли (25 [24; 33]).
Выводы. Пациенты с хронической головной болью напряжения и инсомнией склонны оценивать свой сон достоверно хуже, чем он фиксируется по результатам полисомнографии. Следовательно, феномен «агнозии сна», т. е. несоответствие степени предъявляемых жалоб со стороны пациента реальным нарушениям сна, свойственный в ряде случаев больным инсомнией, в группе пациентов с коморбидными инсомнией и хронической головной болью представлен достоверно ярче, что отчасти может быть связано с достоверно более частыми эпизодами ночных пробуждений у пациентов данной группы. Таким образом, хроническая боль вносит свою специфику в клиническую характеристику инсомнии, усиливая диссоциацию между субъективной оценкой и объективной структурой сна, а, следовательно, искажая его восприятие пациентами.