Особенности взаимоотношения в диаде «мать – ребенок» в семьях с часто болеющими детьми. Часть I. Постановка проблемы

 

А.О. Вельматова1, Н.Д. Семенова2

1РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

2Московский НИИ психиатрии, филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава РФ, Москва

В статье освещается проблема частой заболеваемости детей, одна из ключевых проблем современной педиатрии, решение которой невозможно без паритетного участия клинической психологии. Приведен фрагмент пилотажного исследования связи особенностей взаимоотношения в диаде «мать-ребенок» с частой заболеваемостью у детей.

Ключевые слова: часто болеющие дети, психологические факторы в течении ОРЗ, диада «мать-ребенок»

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ
Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов прошлого века [5]. Известный детский психиатр В.В. Ковалев [2] писал о патологическом формировании личности ребенка в связи с соматическим заболеванием, выделяя особый вариант такого развития, диспропорциональное формирование личности, как сочетание психического инфантилизма с проявлениями парциальной психической акселерации в виде недетских интересов интеллектуального плана, рассудительности, степенной манеры держаться, недетских оборотов речи и т.п. Проблема частой заболеваемости детей является одной из ключевых проблем современной педиатрии [5], решение которой невозможно без паритетного участия клинической психологии [1].
Отечественные психологи, изучая ребенка в ситуации болезни, говорят о психосоматическом развитии ребенка, и о роли матери в этом развитии [3, 4]. Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка рассматривается сквозь призму «социальной ситуации развития» больного ребенка, когда болезнь может стать центральным звеном и вести к социальной дезадаптации.
В работах, выполненных под руководством В.В. Николаевой [3], изучалась «социальная ситуация развития» больного ребенка, и особое место в ней отводилось диаде «мать-ребенок», отторгнутой, в силу многих причин, от остальной семьи. Социальная дезадаптация при этом проявлялась в виде двух возможных тенденций развития больного ребенка: «овзросление» и «инфантилизация», как психический инфантилизм в различных его вариантах.