Психообразование и киноискусство. Обучающий тип реабилитационных стратегий в психиатрической практике

Ю.В. Ушаков1, доктор медицинских наук, врач-психиатр;
А. Г. Головина2, доктор медицинских наук, заведующая подростковым отделом;
Н.Е. Кравченко2, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник;
В.И. Максимов3, кандидат медицинских наук, врач-психиатр.

1 Филиал ГБУЗ ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ПНД N 13, (117209, г. Москва, ул. Зюзинская, д. 1).
2 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр психического здоровья (115522, г. Москва, Каширское шоссе, 34).
3 ГБУЗ ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ПНД N 21 (119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 22, корп.2)

Психообразование представляет собой информирование психически больных или их родственников о проявлениях психических заболеваний, обучение основам психиатрической грамотности и навыкам совладания с болезнью. Данный подход является сравнительно новым в психиатрической практике и относится к так называемому обучающему типу реабилитационных стратегий. Психообразование преимущественно ориентировано на работу с конкретными проблемами, которые специалисты обсуждают с пациентом. Основная цель при этом заключается в попытке обеспечить больному максимально четкое представление о сути своего состояния с возможностью контроля его психопатологических проявлений.

Ключевые слова: психообразование, киноискусство, обучающие реабилитационные стратегии, комментарии психиатров.


Psychoeducation and cinematography. Educational type of rehabilitation strategies in psychiatric practice

Yu.V.Ushakov1, Doctor of Medical Sciences, psychiatrist;
A. G. Golovina2, Doctor of Medical Sciences, Head of the Adolescent Department;
N.E. Kravchenko2, Candidate of Medical Sciences;
V.I. Maksimov3, Candidate of Medical Sciences, psychiatrist.

1 Filial GUZ PKB N 1 named after N.A. Alekseeva PND N 13 (117209, Moscow, Zyuzinskaya str., 1).
2 Federal State Budgetary Scientific Institution Scientific Center for Mental Health (115522, Moscow, Kashirskoe shosse, 34).
3 GBUZ PKB N 1 named after N.A. Alekseev PND n. 21 (119602, Moscow, Akademika Anokhina str., 22, bldg.2).

Psychoeducation is the informing of mentally ill people or their relatives about the manifestations of mental illness, teaching the basics of psychiatric literacy and coping skills with the disease. This approach is relatively new in psychiatric practice and belongs to the so-called educational type of rehabilitation strategies. Psychoeducation is mainly focused on working with specific problems that specialists discuss with the patient. The main goal in this case is to try to provide the patient with the clearest possible understanding of the essence of his condition with the ability to control its psychopathological manifestations.

Keywords: psychoeducation, cinematography, educational rehabilitation strategies, comments of psychiatrists.

Термин «психообразование» стал международным названием, принятым для любых психосоциальных вмешательств, сочетающих получение знаний о психических расстройствах с психотерапевтическими методами. По мнению М.Е. Бурно, работа в психообразовательной группе предназначена, прежде всего, для того, чтобы помогать себе, чтобы пациенты для себя самих «стали психиатрами, психотерапевтами, понимающими происхождение своих расстройств и действие лекарств». Однако, отмечая высокую значимость внедрения специальных психообразовательных методик в клиническую практику, многие авторы отмечали, что недостаток финансирования для разработки пакетов программ тренинга и постоянного усовершенствования специалистов, ориентированных на приобретение необходимой квалификации, затрудняет использование этих ценных техник. Психообразовательный метод, не требующий больших материальных затрат, возможный для использования как в амбулаторных условиях, так и в стационарах, особенно актуален в сегодняшней трудной экономической ситуации...