Синдром Дориана Грея

 

А.Г. Головина
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва

 
Я думаю о красоте твоей, О том, что ей придется отцвести…
В. Шекспир. Сонеты

Мне нужен дар, прекрасней всех даров, Я молодости жажду…
И.В. Гете

 
Данная статья посвящена обсуждению давно ставшего классикой романа «Портрет Дориана Грея», написанного Оскаром Уайльдом.

 
Оскар Уайльд — писатель, творчество которого нам прекрасно известно, славился утонченным чувством прекрасного, влюбленностью в красоту во всех ее проявлениях. Он воплощал ее, любовно описывая роскошный антураж, окружающий персонажей и являющийся неотъемлемой составляющей действия, — картины, драгоценности, одежда, ткани, растения, выписывая изумительные словесные арабески, глубокие при внешней легкости наблюдения, и отражал в прелестном облике персонажей. Вереница их проходит в творениях мастера. Внешне очаровательны многие его герои — высокомерная испанская девочка-инфанта, избалованный обожанием мальчик-звезда, великодушная Вирджиния, освободившая Кентервильское привидение, добрый Счастливый Принц, юный рыбак и морская дева, полюбившие друг друга, танцовщица Саломея и, конечно, персонажи «Портрета Дориана Грея» — сам Дориан и молоденькая актриса Сибилла Вейн.

Герой романа (он же и антигерой) Дориан Грей изумительно хорош собой. Совсем юный, «не достигший совершеннолетия» (в начале книги ему примерно 20 лет), он знакомится сначала с известным художником, потом — с саркастичным скептиком, законодателем мод из высшего света и в процессе общения с ними внезапно осознает ценность молодости и внешней привлекательности, возводя ее в абсолют. Прекрасным солнечным утром к Дориану приходит убеждение, что «Молодость — единственное, что ценно в нашей жизни», «Когда человек теряет красоту, он теряет всё…». Он признается: «Я завидую всему, чья красота бессмертна» и высказывает мысль о том, что жизнь постаревшего человека ничего не стоит: «Когда я замечу, что старею, я покончу с собой».

Дориан Грей, как бы он ни был привлекателен внешне, не отмечен особыми талантами, да и глубоких чувств ни к кому не питает. Его волнуют преимущественно он сам и возможные радости и удовольствия, которые предстоит получить. Именно поэтому он так легко отказывается от предмета свой первой любви и быстро забывает девушку, в чьей смерти виновен, а позже окажется способен на убийство. Любуясь своим портретом, написанным гениальным художником, герой пожелал навеки сохранить молодость и привлекательность, пусть даже ценой души (аллюзия, отсылающая нас к сделке Фауста с Мефистофелем), мечтая, чтобы изображение старилось вместо него. В результате картина (метафора зеркала, отражающего истину и напоминающего о Нарциссе, чье самолюбование, свойственное и герою книги, стоило ему жизни) стала преображаться, на ней появлялись уродливые отпечатки, оставленные ходом времени, пороками и душевной черствостью. Сам Дориан же внешне оставался неизменно юным и прекрасным. Не только эгоцентризм и жестокость, но и совершённые преступления — шантаж, убийство — не причиняли его красоте ни малейшего вреда. Почти через 20 лет портрет изменился до неузнаваемости — на картине оказался запечатлен безобразный старик, ничем не похожий на златокудрого юношу, с которого был написан, живой же Дориан сохранял прежнюю прелесть. История закончилась тем, что герой в гневе и отчаянии вонзил в картину нож, убив самого себя, а спустя некоторое время слуги обнаружили мертвого дряхлого незнакомца возле полотна, на котором был изображен их хозяин во всём блеске молодости и привлекательности. «Лишь по кольцам на пальцах они догадались, кто это был» — таков финал книги.

Именем этого персонажа и был назван описанный психологами под названием «синдром Дориана Грея» симптомокомплекс — страх утраты собственной молодости, свежести и красоты, проявляющийся в навязчивом желании избежать естественного физиологического старения. Юность приобретает у личностей, им страдающих, характер сверхценности, превращается в объект поклонения, родственного религиозному, которому подчиняется всё существование.

Синдром Дориана Грея характеризуется триадой нарушений.

В первую очередь, речь идет о проявлениях телесного дисморфического расстройства (Body dysmorphic disorder — BDD) — симптомокомплекса, характеризующегося излишней обеспокоенностью своей внешностью и попытками найти у себя дефекты (в данном случае симптомы старения). Озабоченность своей внешней привлекательностью сопровождается различными ритуалами — например, пациент может быть поглощен длительным разглядыванием себя в зеркале и сравнением с воображаемым идеалом, эталоном. Кстати, психологи Кристина Ламброу, Дэвид Вэйл и Гленн Уилсон в 2011 г. провели исследование, свидетельствующее, что это расстройство чаще обнаруживается у людей творческих профессий, особенно если их работа связана с искусством и дизайном. Предполагается, что они более эстетически развиты, тоньше чувствуют и эмоциональнее воспринимают привлекательность облика, выше ценят ее и полагают (не безосновательно), что лица, ею обладающие, более популярны в обществе. Зачастую их отличает подчеркнуто рафинированный вкус к прекрасному, заведомо более высокие и жесткие стандарты красоты, чем распространенные в обществе в целом. Вновь возвращаясь к Дориану, отметим, что в этом он является достойным воспитанником и последователем своих учителей — художника Бэзила и законодателя моды и эстета лорда Генри (alter ego самого писателя — вспомним хотя бы зеленые гвоздики, вдев которые в петлицу, Оскар Уайльд произвел фурор в Лондоне тех лет).

Второй составляющей описываемого синдрома является отказ от психологического взросления в сочетании с нарциссизмом. Для последнего характерно сочетание эгоцентризма, самолюбования и завышенной самооценки. Пытаясь сохранить «исходную юную идентичность», они оказываются готовыми принести любые жертвы, остаются инфантильными, не взрослеют эмоционально и взрослеть не хотят, отказываясь считаться с ходом времени. В этих случаях за маской красивой, молодой и преуспевающей, а то и знаменитой персоны скрывается подросток, остановившийся в развитии, все интересы которого концентрируются на заведомо недостижимой цели — сохранении вечной юности. Это проявляется отказом от принятия изменений, диктуемых временем, в частности появления новых жизненных ценностей и целей, которые несет зрелость, — опыта, знаний, крепких привязанностей, создания семьи, рождения детей, внуков.

Предпосылки к формированию того, что называют синдромом Дориана Грея, закладываются еще в раннем детстве. Как известно, создавая представление о себе как о личности, оценивая собственные перспективы и возможности, человек во многом опирается на мысленный образ своего тела, который может оказаться искаженным. Основой дисгармоничного восприятия «образа тела» (body image) у личности, согласно представлениям психологов, является формирующийся еще в раннем детстве сложный комплекс факторов, включающий нарушение гармоничного взаимодействия матери и ребенка и создающееся под ее влиянием представление о «культурном теле» (термин А.Ш. Тхостова, 2002) — некоем идеальном и абсолютно необходимом для успешного функционирования в обществе стандарте внешнего облика. Именно оно далее транслируется социумом и сверстниками, воспринимаясь (особенно на этапе взросления психологически незрелым и неуверенным в себе индивидуумом) как одна из ведущих и не подлежащих критической оценке аксиом и базовых жизненных ценностей. Кроме того, вклад в формирование подобных проблем вносит недостаток любви со стороны родителей.

Возвращаясь к персонажу романа, стоит напомнить, что родители Дориана умерли очень рано: отец — еще до его рождения, мать — когда ему не исполнилось и года. Воспитывал же его холодный и жестокий дед. К началу событий, происходящих в книге, герой еще очень юн, выглядит наивным, неуверенным в себе. Именно поэтому, возможно, его так привлекает общество художника Бэзила Холуорда и лорда Генри, людей взрослых и состоявшихся.

Третья составляющая описанного симптомокомплекса состоит в попытках остановить или хотя бы замедлить старение, используя для этого весь арсенал современных средств. Описываемые личности следуют молодежной моде и стилю поведения, проявляют характерные для подростково-юношеского возраста активность и непостоянство в интимной сфере, обнаруживают тягу к соответствующим развлечениям без учета своего реального возраста. Для борьбы со временем они пускают в ход витамины, антиоксиданты, БАДы, препараты для сжигания жира и снижения веса, косметологические процедуры и прибегают к помощи эстетической хирургии. Однако обмануть время медицинская наука не может. Мало того, если способы сохранить здоровье, внешне выглядеть молодо и привлекательно на протяжении длительного периода ученые когда-нибудь отыщут, то попытки навеки остаться юным, то есть «застыть» в периоде созревания, заведомо невозможны и приводят к формированию расстройств или являются их проявлением.

Лица с синдромом Дориана Грея отказываются принять неизбежность процесса взросления и старения, панически боятся возрастных изменений, что повышает риск злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем, аутоагрессивного поведения, развития депрессии, суицидов. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что для психологически незрелых индивидуумов характерно отношение к своему телу как к объекту, инструменту, дающему возможность достичь определенной цели (например, нравиться себе или окружающим), без учета его особенностей и возможностей. Второй вариант присущих этим лицам особенностей — разработка и педантичное соблюдение особого оздоровительно-профилактического образа жизни для сохранения молодости по типу ипохондрии здоровья, но направленного исключительно на поддержание внешней привлекательности.

Психологи и психиатры не пришли к единому мнению относительно того, является ли синдром Дориана Грея самостоятельным расстройством либо проявлением особенностей личности, вариантом дисморфофобического синдрома, составляющей иных психических расстройств, поэтому как психопатологическая единица он не обозначен в международных классификациях (МКБ-10, ДСМ-5).

Впервые об этом феномене заговорили в середине ХХ в., когда лидирующие позиции в сознании населения стал занимать культ молодости, успех (во многом благодаря массовой культуре, индустрии моды, превратившим красоту в товар, а также успехам медицины, позволявшим его получить), неразрывно связанный с юностью и привлекательностью. Считается, что в группу риска развития подобных нарушений входят медийные личности, топмодели, артисты, чья профессиональная деятельность, карьера, успешность тесно связаны с определенным имиджем, включая и внешний вид. Однако заметим, роман, имя персонажа которого получил обсуждаемый синдром, был создан задолго до этого, а особенности описаны необычайно точно.

Подходы к коррекции этого феномена зависят от того, какая психопатология определяет его возникновение и существование, а также от степени тяжести нарушений, поэтому на первом этапе необходимо тщательное обследование, лишь после скрупулезной диагностики можно говорить о терапии. В тяжелых случаях пациентам необходима работа с психотерапевтом и медикаментозное лечение расстройства, лежащего в основе синдрома Дориана Грея, а также коморбидных депрессивных нарушений, зависимостей, легко возникающих на фоне приобретающей характер обсессии борьбы за вечную молодость и привлекательность.