Специфика когнитивного дизонтогенеза у пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детском возрасте

А.А. Коваль-Зайцев1, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник (koval-zaitsev@mail.ru)

С.Г. Никитина1, младший научный сотрудник отдела детской психиатрии (nikitina.svt@mail.ru)

А.В. Куликов1, канд. мед. наук, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии (tstakul@mail.ru)

Е.Е. Балакирева1, канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник, и.о. зав. отделом детской психиатрии (balakirevalena@yandex.ru)

1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр психического здоровья (115522, г. Москва, Каширское шоссе, д.34)

Введение. В статье предлагается комплексный клинико-психологический подход к изучению и диагностике психического развития детей и подростков с детским аутизмом и шизофренией. Особенности протекания, коморбидность симптоматики и частота встречаемости эндогенной психической патологии в детстве требует активного изучения этих расстройств в комплексной клинико-психологической диагностике.

Материал и методы. Обобщены результаты мультидисциплинарной диагностики 127 пациентов детской клиники ФГБНУ НЦПЗ (возраст от 4 до 15 лет, средний возраст 6 лет 7 мес.), с диагнозами F84.02, F20.8xx3). Оценивался патопсихологический профиль и особенности когнитивной сферы пациентов с учетом применения экспериментально-психологических методик.

Результаты. Выделены и описаны профили четырех видов когнитивного дизонтогенеза: искаженного, дефицитарного, дефицитарно-прогредиентного с постепенным нарастанием дефекта, регрессивно-дефектирующего. В результате проведенного обследования выявлено своеобразие видов когнитивного дизонтогенеза, нюансы течения, особенности функционирования психических функций при эндогенной психической патологии в детстве.

Заключение. Данный подход позволяет проводить эффективную мультидисциплинарную диагностику у пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детстве, что способствует пониманию исходов и созданию наиболее эффективного маршрута (ре)абилитации пациентов.

Ключевые слова: шизофрения, детский аутизм, расстройства аутистического спектра, виды когнитивного дизонтогенеза, патопсихологические профили.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование эндогенной психической патологии в детско-подростковом возрасте на современном этапе развития общества остается значимым для групп специалистов, работающих в данной области. Проблематика мультидисциплинарной диагностики, курации, (ре)абилитации, профилактики, социализации пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детско-подростковом возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить особенности протекания дизонтогенеза, возраст начала и длительность заболевания, прогредиентность процесса, коморбидность симптомов, конгруэнтность ряда симптомов, их «стертость» и маскированность в ряде случаев и т.п. При этом, своевременно проведенная комплексная клинико-психологическая диагностика позволяет достаточно эффективно выстраивать и реализовывать лечебно-реабилитационный маршрут, осуществлять дальнейшую помощь детям и подросткам, страдающим эндогенной психической патологией. Напротив, отсутствие своевременной диагностики либо поверхностно проведенное, неполноценное обследование из-за малого количества отведенного времени, с узким, порой «шаблонным» подходом, без должной актуализации клинического мышления и качественного анализа, в итоге может приводить к нарастанию продуктивной и негативной симптоматики, быстрому формированию когнитивного дефицита и даже дефекта. В таких случаях на первый план выступает тезис «пропущенный диагноз — утраченная жизнь», что диктует специалистам необходимость оказания и проведения своевременной полноценной психолого-психиатрической помощи детям и подросткам с детским аутизмом и шизофренией, и решает дифференциально-диагностическую задачу в нозологическом подходе с выбором вектора дальнейшего оказания помощи пациентам [10].