Творчество и болезнь Сальвадора Дали

 

Н.В. Фёдорова
Кафедра неврологии РМАНПО

 
В литературе практически отсутствуют достоверные данные о личностных особенностях и болезни Сальвадора Дали, так как практически все статьи и биографии были им лично отредактированы. Засекреченные тексты подвергались тщательным исправлениям задолго до публикации, к тому же опубликованы лишь единичные письма между художником и членами его семьи. Сам С. Дали создал легенду о собственной причудливой личности.

Существует определенная связь между креативностью и психопатологией личности. На основе биографических материалов Kalsson (1970) был установлен высокий процент психозов среди знаменитых художников (35 %) по сравнению с 2 % среди обычных людей. Schildkraut, Hirschfeld, and Murphy (1996) выявили, что аффективные расстройства в 10 раз чаще, а суицидальные попытки — в 3 раза чаще встречались в среде американских импрессионистов. У 50 % из них отмечались депрессивные эпизоды, у 2/3 — циклотимические или гипоманиакальные симптомы (Akiskal, 1988). Анализ биографических данных показал, что 37 % известных художников и писателей страдали симптомами выраженной психопатологии, 42 % — от депрессии (Post’s, 1994).

У С. Дали было множество профессий и увлечений: он был художником, философом, теоретиком, изобретателем, лектором, ювелиром, архитектором, дизайнером костюмов и интерьеров, декоратором, поэтом, кинопродюсером.

Сложно сказать, повлияло ли на творчество художника присутствие в личности Дали возможных психопатологических черт или же Дали сознательно создал выдуманный образ уникальной художественной причудливой личности для достижения успехов в творчестве.

Сальвадор Дали

Известно, что С. Дали страдал галлюцинациями, которые часто содержали сексуальные образы; у него отмечались фобии (эрейтофобия, инсектофобия, нозофобия, танатофобия, синдром Дориана Грея); навязчивые идеи; мания величия, нарциссизм, сексуальные отклонения (навязчивая мастурбация, вуайеризм); бред преследования и воздействия; трансвестизм и эксгибиционизм. Дали был чрезвычайно тщеславен, он испытывал постоянную потребность в обожании и убеждении в своей красоте, уникальности и гениальности со стороны окружающих людей.

Многие отмечали невероятную жестокость, упрямство и противоречивость личности Дали. Интересно, что он искренне восхищался А. Гитлером и называл его «великолепной иконой».

В своей автобиографии Дали вкратце рассказал о посещении психиатра и о приеме в течение 20 лет антидепрессантов, однако на сегодняшний день отсутствуют какие-либо медицинские заключения или литературные данные, свидетельствующие о каком-либо психическом заболевании. Дали часто повторял «разница между мной и сумасшедшим в том, что я — не сумасшедший».

В возрасте 76 лет (1980 г.) Дали поставили диагноз болезни Паркинсона. Его отец умер от этой болезни, Сальвадор опасался отягощенной наследственности. Он страшился не самого заболевания, а того, что оно не позволит ему работать. Дали понял, что болен, слишком поздно. У него начала дрожать рука. Тремор уменьшался, как только художник брал в руки кисть, мольберт стал его спасением.

После смерти в 1982 г. главной музы его жизни — любимой женщины Галы (Елены), он уже не мог писать: у него дрожали руки. Осенью 1983 г. он написал свои последние картины «Ласточкин хвост» и «Петушиные бои». Дали навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. В этот период у него усугубилась депрессия, он отказывался от еды. Сальвадор говорил о каких-то новомодных таблетках, привезенных из США, бредил о замораживании тела, о котором ему рассказал У. Дисней. Медсестра, которая ухаживала за Дали в те годы, вспоминала, как он с трудом говорил, постоянно рыдал, издавал животные звуки. Ухаживать за ним стало настоящим кошмаром: он кидался в сиделок тарелками с едой, плевался, царапался, по ночам постоянно звонил в колокольчик.

В 1984 г. Сальвадору едва удалось спастись во время пожара в собственном доме, после чего он превратился в немощного и подавленного пациента с трясущимися руками и обгоревшими усами. Великий художник скончался в 1989 г. от сердечного приступа.

Таким образом, у Дали дебют заболевания проявился асимметричным односторонним тремором покоя на фоне парасомний, нарушений сна, депрессии. В 80 лет Дали уже не мог свободно передвигаться. Развернутая стадия болезни Паркинсона осложнилась психическими, аффективными, поведенческими нарушениями и деменцией.

В литературе обсуждается вопрос о дифференциальной диагностике болезни Паркинсона и медикаментозного паркинсонизма у Дали с учетом длительного приема антидепрессантов.

Ношение экстравагантной маски безумия и хвастовство перед всем миром о своих шокирующих секретах были продуманными маркетинговыми ходами знаменитого сюрреалиста.

 
Литература

1. C. Murphy The link between artistic creativity and psychopathology: Salvador Dalí // Personality and Individual Differences 2009; 46: 765–774.
2. Karlsson, J. L. Genetic association of giftedness and creativity with schizophrenia // Hereditas 1970; 66: 77–182.
3. Dalí, A. M. (1949). Salvador Dalí Visto per su Hermana: Salvador Dalí as seen by his Sister, Taschen.
4. Dalí, S. (1994). Diary of a genius. Richard Howard Books.
5. Dalí, S. (1993). The secret life of Salvador Dalí (1st ed.). Dover Publications.
6. Schildkraut, J. J., Hirschfeld, A. J., & Murphy, J. M. (1996). Depressive disorders, spirituality and early deaths in the abstract expressionist artists of the New York School. In J. J. Schildkraut & A. Otero (Eds.), Depression and the spiritual in modern art. Chichester: John Wiley.
7. Secrest, M. (1986). Salvador Dalí: The Surrealist Jester. Pladin Grafton Books.
8. Akiskal, H., & Akiskal, K. Reassessing the prevalence of bipolar disorders: Clinical significance and artistic creativity // Psychiatry and Psychobiology 1988; 3(Suppl.): 29S– 36S.
9. Post, F. Creativity and psychopathology: A study of 219 word-famous men // British Journal of Psychiatry 1994; 165: 22–34.
10. Bosquet, A. (1969). Conversations with Dalí. New York City: Dutton & Co.
11. Etherington-Smith, M. (1992). Dalí, a biography. l’Archipel, Paris.
12. Sass, L. A. (2000–2001). Schizophrenia, modernism, and the ‘creative imagination’: On creativity and psychopathology. Creativity Research Journal, 13, 55–74.