Уровень школьной адаптации детей и подростков с инвалидностью при психической патологии

Н.В.Зверева1, 2, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии, профессор факультета клинической и специальной психологии;
Е.Е.Балакирева1, кандидат медицинских наук, руководитель отдела детской психиатрии.

1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья» (115522, г. Москва, Каширское ш., д. 34);
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29).

В работе анализируется проблема школьной адаптации детей-инвалидов по психическому заболеванию в контексте их когнитивного развития. Для оценки уровня учебного функционирования используются следующие параметры: вид школы, в которой обучается ребенок-инвалид (от гимназии и лицея до невозможности обучаться даже в специально созданных условиях) и другие клинические и социальные показатели.
Цель исследования: оценка уровня школьной адаптации у детей с инвалидностью по психическому заболеванию в контексте оценки познавательного развития (наличия когнитивного дизонтогенеза) у пациентов психиатрического стационара.
Материал: анализировались данные детей и подростков, имеющих инвалидность по психическому заболеванию и проходивших стационарное лечение в детском клиническом отделении ФГБНУ НЦПЗ. Всего обследовано 62 пациента в возрасте от 7 до 17 лет (средний возраст 10,5 лет), из них 13 девочек и 49 мальчиков, были разделены по диагнозам согласно МКБ-10 (F84, F20.8, F21, F06), возрасту начала заболевания, уровню школьного обучения и параметрам когнитивного развития (вид когнитивного онтогенеза/дизонтогенеза), структуре семьи.
Методы: экспериментально-психологический, клинико-психопатологический, статистический.
Основные результаты: Дети-инвалиды по психическому заболеванию с разными диагнозами и возрастом начала заболевания отличаются по частоте представленности видов когнитивного дизонтогенеза и вариантов школьного обучения. Фактор полной/неполной семьи в нашей выборке не выступил как определяющий уровень адаптации и представленность
когнитивных нарушений у детей инвалидов по психическому заболеванию.
Выводы: Самый низкий уровень школьной адаптации и когнитивного развития наблюдался у детей-инвалидов мужского пола с детским типом шизофрении и расстройствами аутистического спектра и ранним началом заболевания. Различия школьной адаптации и когнитивного развития у детей инвалидов из полных и неполных семей в нашем исследовании не были обнаружены.

Ключевые слова: дети и подростки, инвалидность по психическому заболеванию, уровень адаптации (школьного обучения), когнитивное развитие.


The level of school adaptation of children and adolescents with disability due to mental pathology

N.V. Zvereva1,2, Candidate of Psychological Sciences, Lead researcher of the Department of Medical Psychology, professor department of clinical and special psychology;
E.E. Balakireva1, Candidate of Medical Sciences, Head of the Department, Lead Researcher of the Department of Child Psychiatry.

1 Federal State Budgetary Scientific Institution "Scientific Center for Mental Health" (34 Kashirskoe Shosse, Moscow, 115522);
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow State University of Psychology and Education" (127051, Moscow, Sretenka str., 29).

The authors present a brief literature review on the problem of the level of children with mental disabilities school adaptation in the context of their cognitive development. The level of the school in which the disabled child is studying (from gymnasium and lyceum to the inability to study) and other clinical and social factors are assessed.
Purpose: to assess the level of school adaptation in children with mental disabilities in the context of assessing cognitive development (the presence of cognitive dysontogenesis) in psychiatric hospital patients.
Sample: children and adolescents with mental disabilities, patient in the children's clinical department of the Federal State Budgetary Scientific Institution Mental Health Research Center, a total of 62 patients aged from 7 to 17 years (average age 10.5 years), 13 girls and 49 boys, they were divided by diagnoses according to ICD10 (F84, F20.8, F21, F06), age of onset of the disease, level of schooling and parameters of cognitive development (type of cognitive ontogenesis/dysontogenesis), complete single-parent family.
Methods: experimental psychological and clinical psychopathological, statistical.
Main results. Children with different diagnoses and age of onset of the disease differ in the frequency of types of cognitive dysontogenesis and variants of schooling. The factor of complete single-parent families in our sample did not determine the level of adaptation and the prevalence of cognitive impairment in children with mental disabilities.
Summary. The lowest level of school adaptation and cognitive development was observed in disabled male children with childhood type of schizophrenia and autism spectrum disorders and with early onset of the disease. Differences in school adaptation and cognitive development in disabled children from intact and single-parent families were not found in our study.

Keywords: children and adolescents, mental illness disability, level of adaptation (schooling), cognitive development.