Влияние церебральной микроангиопатии на клинические исходы полушарного ишемического инсульта

Ш. Г. Амикишиев
ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы городская клиническая больница имени С. П. Боткина Департамента Здравоохранения Города Москвы.

Введение. Церебральная микроангиопатия (болезнь малых сосудов головного мозга) — общий термин, обозначающий сосудистое заболевание головного мозга, при котором повреждаются малые сосуды. Нейровизуализационными маркерами являются диффузное поражение белого вещества головного мозга (лейкоареоз, гиперинтенсивность белого вещества), расширенные периваскулярные пространства (рПВП), лакуны, лакунарные инфаркты, церебральные микрокровоизлияния (ЦМК), микроинфаркты, атрофия, кортикальный поверхностный гемосидероз. Церебральная микроангиопатия (ЦМА) является причиной 25 % всех ишемических инсультов. Но, помимо лакунарных инсультов, существуют другие подтипы ишемического инсульта. А влияние церебральной микроангиопатии на течение ишемического инсульта нелакунарного происхождения мало изучено.

Цель. Оценить влияние церебральной микроангиопатии на клинические исходы полушарного ишемического инсульта. Оценить влияние церебральной микроангиопатии на клинические исходы полушарного ишемического инсульта после проведенных реперфузионных вмешательств (тромболиза (тромболитическая терапия [ТЛТ]), эндоваскулярной тромбэкстракции (ЭТ) или их комбинации).

Материалы и методы. Нами было обследовано 79 пациентов. Средний возраст пациентов составил 67 ± 14 лет. Из них 49 мужчин, 30 женщин. Каждому пациенту при поступлении и при выписке было проведена оценка тяжести инсульта по шкале инсульта национального института здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale (NIHSS)), оценка степени инвалидизации по модифицированной шкале Рэнкина (mRS), оценка мобильности пациента по шкале Ривермид. Также всем пациентам была проведена МРТ головного мозга для оценки тяжести церебральной микроангиопатии по нейровизуализационной шкале оценки тяжести дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭП), где максимальный балл тяжести ЦМА 15 баллов.
Пациенты были разделены на две группы: основная группа (n = 40) — пациенты с ишемическим инсультом, с сопутствующей ЦМА, контрольная группа (n = 39) — пациенты с ишемическим инсультом без ЦМА.

Результаты. Обе группы статистически не отличались по полу, возрасту, показателям NIHSS, mRS, Ривермид при поступлении. У пациентов, с сопутствующей ЦМА, оценка по NIHSS к концу пребывания в стационаре (через 14–21 день) снижалась в среднем на 2 балла, а у пациентов без ЦМА — на 3 балла (p < 0,05). К выписке из стационара пациенты с ЦМА имели mRS 4 балла, в сравнении с группой больных без ЦМА (3 балла) (p < 0,05). Динамика оценки по шкале mRS и Ривермид коррелировала с исходными показателями тяжести лейкоареоза по шкале Fazekas (p < 0,05). При наличии у больного хотя бы одного ЦМК оценка по шкале mRS снижалась в среднем на 1 балл, по Ривермид — в среднем на 2 балла (p < 0,05). У больных с более выраженной атрофией, количеством лакун более 3 и наличием более 10 рПВП — одинаково худшие клинические исходы (p < 0,05).
Количество больных, которым проводилась реперфузионная терапия (РТ) в обеих группах достоверно не отличалась (43,6 % vs 42,5 %). РТ у пациентов с ЦМА была более эффективной, чем у пациентов, имевших признаки ЦМА (p < 0,05). Оценка по шкале NIHSS снижалась в среднем на 5 баллов, в сравнении с пациентами, у которых была ЦМА (p < 0,05). Оценка по шкале mRS и Ривермид снижалась на 2 балла и повышалась на 5 баллов в группе больных без ЦМА, в сравнении с группой больных с ЦМА (p < 0,05).

Заключение. ЦМА отрицательно влияет на клинические исходы полушарного ишемического инсульта. Пациенты с ЦМА, которым проводилась РТ, в сравнении с группой контроля имеют плохие показатели функционального исхода, но РТ положительно влияет на раннее восстановление после перенесенного инсульта, в сравнении с группой больных с ЦМА, которым РТ не проводилась.