Введение. Проявлениями ишемического инсульта (ИИ), помимо очевидных двигательных и чувствительных расстройств, поражений черепно-мозговых нервов, нередко становятся когнитивные, в частности, зрительно-пространственные, нарушения. Кроме того, при ИИ часто развивается вестибулярная дисфункция от острого вестибулярного синдрома до субклинических форм. При этом, различные исследования, проведенные у пациентов с периферическими вестибулярными расстройствами, свидетельствуют о взаимосвязи между вестибулярными и зрительно-пространственными нарушениями. Наличие у пациента с инсультом когнитивных и вестибулярных нарушений разной степени выраженности может затруднять проведение у таких больных реабилитационных мероприятий. Предполагается, что выявление и оценка характера зрительно-пространственных и вестибулярных нарушений у больных с ИИ позволит уточнить механизмы развития и особенности взаимосвязи данного вида расстройств, а также разработать лечебно-диагностические алгоритмы.
Цель исследования. Оценить особенности зрительно-пространственных и вестибулярных нарушений у больных с ИИ.
Материалы и методы. Обследовано 60 пациентов с ИИ: 27 (45 %) мужчин и 33 (55 %) женщины. Средний возраст обследованных составил 60 лет. Средний балл по шкале NIHSS у обследованных пациентов — 3,7 баллов, по шкале Рэнкина — 1,9 баллов. Среди обследованных было 23 пациента с ИИ в каротидном бассейне справа, 18 пациентов с ИИ в каротидном бассейне слева, 19 пациентов с ИИ в вертебрально-базилярном бассейне (ВББ). Пациенты достоверно не отличались по полу, возрасту, сосудистым факторам риска. Обследование проводилось в среднем на 68-й день от дебюта инсульта. Оценка зрительно-пространственных функций выполнялась в ходе нейропсихологического тестирования с применением Монреальской когнитивной шкалы (MoCA-теста), теста прокладывания пути (trail making test) часть В, теста ориентации линий Бентона, теста комплексной фигуры Рея-Остеррита (КФРО), теста Корси, теста символьно-цифрового кодирования, теста поворота фигур на 180 градусов. Диагностика вестибулярных нарушений проводилась клинически (оценка нистагма, позиционные пробы, проба Хальмаги, тест на субъективную зрительную вертикаль, оценка динамической остроты зрения) и с применением видеонистагмографии (оценка саккад, плавного слежения, оптокинетического нистагма), видеоимпульсного теста.
Результаты. Обследованные пациенты были разделены на 6 подгрупп: ИИ в каротидном бассейне справа, слева, в ВББ с наличием вестибулярных симптомов (ВС) или без них. 35 (58 %) обследованных пациентов имели ВС, то есть испытывали ощущение головокружения, неустойчивости, осциллопсии. Из них у 33 человек отмечались нарушения центральных механизмов управления взором (ЦМУВ) в виде нарушения плавного зрительного слежения, рандомизированных зрительных саккад или оптокинетического нистагма. Среди всех обследованных пациентов нарушения ЦМУВ отмечались в 83 % случаев. У 2 обследованных пациентов была выявлена односторонняя периферическая вестибулярная гипорефлексия (вследствие ИИ в ВББ).
При оценке зрительно-пространственных нарушений статистически значимые различия (p < 0,05) были выявлены только в группе с ИИ в каротидном бассейне с ВС:
• В каротидном бассейне слева по следующим тестам: тест Корси, КФРО.
• В каротидном бассейне справа по следующим тестам: MoCA-тест, тест ориентации линий Бентона, тест прокладывания пути, часть В, тест Корси и КФРО.
Выводы. Нарушения ЦМУВ и зрительно-пространственные нарушения часто встречаются у больных с ИИ, особенно при наличии у них ВС. В ходе исследования у таких пациентов были выявлены нарушения пространственной памяти, регуляторных функций, внимания, скорости обработки информации, способности визуального сканирования и нарушения конструктивных способностей. При этом зрительно-пространственные нарушения достоверно преобладали у больных с ИИ в каротидном бассейне, особенно при наличии у них ВС. Полученные данные говорят о необходимости более расширенной оценки вестибулярной и зрительно-пространственных функций у больных с ИИ, особенно у лиц с ВС, с целью раннего выявления нарушений и их современной коррекции.