К зрительным галлюцинозам (ЗГ) при болезни Паркинсона (БП) можно отнести экстракампильные феномены (ЭКФ) — феномен “присутствия” и феномен “прохождения”, иллюзии и истинные зрительные галлюцинации (ИЗГ). Целью исследования было определить влияние нарушения зрения на формирование ЗГ.
Материалы и методы: в исследовании принимали участие 87 пациентов с БП (51 женщина, 36 мужчин), средний возраст пациентов составил 65,16 ± 8,22 лет. Для оценки частоты встречаемости у пациентов с БП был применен опросник офтальмологических нарушений при БП. Кроме того, пациентам было проведено офтальмологическое обследование, включающее в себя визометрию, авторефрактометрию, тонометрию, исследование цветовосприятия и контрастной чувствительности, а также проведение оптической когерентной томографии (ОКТ).
Результаты и обсуждение. Согласно результатам исследования, более половины пациентов с БП отмечали наличие ЗГ. Наиболее часто встречаются ЭКФ. У пациентов с ЭКФ не было выявлено грубых когнитивных нарушений, ЭКФ выявлялись на всех стадиях БП и у пациентов с разными формами заболевания. Кроме того, для пациентов с ЭКФ характерны более медленные темпы прогрессирования болезни, а также отсутствует корреляция с проводимой противопаркинсонической терапией. Однако, появление ЭКФ увеличивает риски развития ИЗГ более чем в 12 раз.
Наличие ЭКФ не коррелировало с остротой зрения, цветовосприятием, контрастной чувствительностью, наличием офтальмологических заболеваний, таких как катаракта, глаукома и др. Важным отличием пациентов с ЭКФ от пациентов без ЭКФ было значимое истончение слоев сетчатки, что говорит о вовлеченности зрительных путей в патологический процесс при БП.
По данным нейровизуализации у пациентов с ЭКФ отмечается атрофия структур, относящихся к дорсальному зрительному пути (латеральные и вентральные области внутритеменной борозды, верхняя медиальная височная область, а также верхняя теменная долька). Вероятно, именно с поражением дорсального зрительного пути связано нарушение восприятия движения и пространственных взаимоотношений между субъектом и окружающим его пространством, что может быть причиной появления ощущения ложного присутствия и ложного движения у пациентов с БП.
Почти у 20 % пациентов с БП были выявлены жалобы на наличие иллюзий. Зрительные иллюзии чаще возникают спустя 5 лет от начала заболевания и их наличие коррелирует с возрастом пациентов и стадией заболевания. Согласно результатам нейропсихологического тестирования, у пациентов с иллюзиями отмечается нарушение, в первую очередь, зрительно-пространственных функций. Кроме того, наличие иллюзий более чем в 17 раз увеличивает риски развития ИЗГ.
Согласно результатам нашего исследования, пациенты с иллюзиями отличались выраженным снижением остроты зрения, цветовосприятия и контрастной чувствительности и, вероятно, наличие иллюзий у пациентов с БП может быть объяснено нарушением зрительного восприятия и амблиопией. В некоторой степени развитие иллюзий при БП напоминает синдром Шарля Бонне, за тем исключением, что иллюзии являются искажением реально существующих объектов. Связывают развитие синдрома Шарля Бонне со снижением зрительной афферентации, что приводит к гиперактивности зрительной коры, пытающейся заполнить эти “пробелы”, как при фантомных болях в ампутированной конечности. Иллюзии при БП также могут быть вызванным нарушением нисходящего влияния зрительной коры в ответ на выраженное снижение остроты зрения.
ИЗГ характерны для поздних стадий БП и более возрастных пациентов (старше 65 лет). У пациентов с ИЗГ наблюдаются выраженные нарушения когнитивных функций, что может указывать на вовлечение корковых отделов головного мозга и структур вентрального зрительного пути на фоне прогрессирования БП.
Существуют различные гипотезы происхождения ЗГ при БП, но большинство авторов связывает их с дисфункцией центральных структур, однако, как видно из исследования, не менее важную роль играют и периферические отделы зрительного анализатора. Учитывая вышесказанное, важным аспектом лечения ПНГС при БП является не только назначение антипсихотических препаратов, но и тщательная диагностика офтальмологической патологии и ответственное отношение к очковой коррекции зрения.