Brittany L. Southern*, Pradeep Neupane†, Marna E. Ericson‡, Jamie C. Dencklau‡, Keith E. Linder§, Julie M. Bradley†, Gabriel P. McKeon*, Charles T. Long¶ и Edward B. Breitschwerdt†
* Виварий, ветеринарный колледж, Университет Северной Каролины, 1060 William Moore Drive, Роли, NC 27607, США
† Научно-исследовательская лаборатория внутриклеточных патогенов, Институт сравнительной медицины, ветеринарный колледж, Университет Северной Каролины, 1060 William Moore Drive, Роли, NC 27607, USA
‡ Центр дерматологической визуальной диагностики, кафедра дерматологии, Университет Миннесоты, 2–145 Jackson Hall, 321 Church St. S. E, Миннеаполис, MN 55455, США
§ Кафедра популяционного здоровья и патобиологии, ветеринарный колледж, Университет Северной Каролины, 1060 William Moore Drive, Роли, NC 27607, США
¶ Кафедра патологии и лабораторной медицины, Университет Северной Каролины, Chapel Hill, 1100 Bioinformatics Building, Chapel Hill, NC 27599, США Для переписки: Edward B. Breitschwerdt, Laboratory Animal Resources, College of Veterinary Medicine, North Carolina State University, 1060 William Moore Drive, Raleigh, NC 27607, USA.
E-mail: ed_breitschwerdt@ncsu.edu
Предпосылки. Bartonella henselae, грамотрицательная зоонозная альфа-протеобактерия, известна своей ролью в сосудисто-пролиферативных изменениях кожи (бациллярный ангиоматоз), узелковом панникулите и многоочаговой эритеме (полиморфная эритема) у собак.
Цель. Описать клинические, микробиологические и гистологические изменения у собаки с васкулитом края ушной раковины и инфекцией B. henselae.
Животные. 12-месячная некастрированная сука бигля, свободная от определенных возбудителей и содержащаяся в виварии для лабораторных животных в среде без переносчиков заболеваний.
Методы и материалы. Серологическое исследование на Bartonella и Rickettsia, ПЦР для обнаружения Bartonella и Rickettsia, культивирование крови на среде обогащения для альфа-протеобактерий (BAPGM) для выделения Bartonella/ ПЦР, гистологическое исследование и иммуногистохимическое исследование с конфокальной микроскопией.
Результаты. Серологическое исследование (на исчезновение антител из сыворотки) и ПЦР биоптатов ушной раковины не смогли подтвердить наличия Rickettsia rickettsii в качестве причины васкулита ушной раковины; однако с края ушной раковины и нормальной кожи живота была выделена и секвенирована ДНК B. henselae, генотип Сан-Антонио 2. Выработка антител к B. henselae была подтверждена ретроспективно с помощью непрямой реакции иммунофлуоресценции (РИФ). Микроорганизмы Bartonella henselae удалось визуализировать с помощью иммуноокрашивания и конфокальной микроскопии во всех трех биоптатах. Гистологическое исследование показало некротизирующий васкулит мелких сосудов и некроз дермы. После лечения доксициклином и энрофлоксацином внутрь в течение 6 недель антитела к Bartonella henselae исчезли из сыворотки, а кожные очаги полностью разрешились.
Выводы и клиническая значимость. Bartonella henselae — появляющийся зоонозный возбудитель, связанный с лейкоцитокластическим васкулитом у людей и, возможно, способствовавший или вызвавший развитие васкулита на краю ушной раковины у этого бигля.
Полный текст переводных статей можно получить по личному запросу в редакции журнала.