Имагинативная психотерапия-символодрама (клинический случай)

И.И. Юдина1, врач-психотерапевт, медицинский психолог
Ю.В. Ушаков1, д-р мед. наук, врач-психиатр
О.О. Ионова, студент III курса филологического факультета (психология)
1 Филиал ГБУЗ ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ПНД N 13
2 ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов

В статье рассматривается использование творческого имагинативного подхода в лечении пациентов с невротическими, аффективными расстройствами. Имагинативная психотерапия (символодрама) способствует проработке эмоционально нагруженного материала в процессе непосредственной имагинации в ходе психотерапевтической беседы и последующих обработках рисунков и текстов к ним. Приведен клинический случай, который свидетельствует о положительном и эффективном влиянии сочетанной лекарственной и психотерапевтической терапии, способных улучшить психоэмоциональное состояние пациентов.

Ключевые слова: имагинация, имагинативная психотерапия, символодрама.

Методы психоаналитической психотерапии могут быть весьма эффективными и взаимодополняющими на практике в случаях сочетания их с лекарственным лечением пациентов с невротическими, неврозоподобными, аффективными расстройствами в рамках различных нозологических заболеваний. Одним из таких психотерапевтических методов (с возможным применением на разных этапах течения заболеваний различных нозологических форм) является имагинативная психотерапия (символодрама), которая успешно применяется в отечественной психиатрии с 90-х годов прошлого века. Имагинация на свободную или заданную психотерапевтом тему с успехом может применяться у пациентов, которым сложно говорить о себе, у них существенно превалируют рационалистические подходы в оценках, снижена и нарушена способность к символообразованию, что затрудняет работу и других глубинных терапевтических методов. Использование творческого имагинативного подхода в лечении пациентов с невротическими, аффективными расстройствами способствует проработке эмоционально нагруженного материала в процессе непосредственной имагинации в ходе психотерапевтической беседы и последующих обработках рисунков и текстов к ним, которые терапевт может предложить пациенту нарисовать и устно описать во время сеанса или сделать это дома самостоятельно...